Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Моральный вред прижился в судах

Со вступлением в силу закона о взыскании долгов физлиц должники получили основания требовать с взыскателей компенсацию не только при причинении материального ущерба, но и морального вреда. Однако активно пользоваться такой возможностью должники стали лишь недавно, разобравшись в тонкостях закона. При этом суды нередко встают на их сторону, даже если регулятор взыскателей не нашел нарушений в их действиях.

О том, что в 2017 году должники стали чаще обращаться в суды с исками о компенсации причиненного им морального вреда при взыскании долгов, рассказали “Ъ” в анонимных беседах участники рынка. «Количество таких обращений должников в суды увеличилось, при этом все чаще судьи стали вставать на сторону должника и удовлетворяют его требования»,— говорит гендиректор одного из коллекторских агентств. По словам другого собеседника “Ъ”, были случаи, когда суд удовлетворял требование о компенсации морального вреда, причиненного коллекторами, при том что регулятор — Федеральная служба судебных приставов (ФССП) — не нашел нарушения в их действиях.

Глава «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова отмечает, что раньше до судов должники, которые могли бы рассчитывать на компенсацию морального вреда коллектором, доходили в единичных случаях, поскольку надежды на положительное решение фактически не было. «Не существовало четкой границы нарушения прав должников, например, в рамках взаимодействие — автодозвон, СМС-сообщения, встречи и прочее не регламентировались законом,— поясняет она.— В профильном законе (230-ФЗ) прописаны правила общения с должником и то, что взыскатель обязан возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненный его неправомерными действиями». За год действия закона должники разобрались в нюансах и начали пользоваться его нормами для защиты своих интересов, указывает она.

Крупные игроки коллекторского рынка массовой подачу должниками исков о компенсации морального вреда не считают. По словам гендиректора ЮВС Сергея Шпетера, большинство официальных коллекторских агентств дорожат своей репутацией и работают в рамках закона, а соответственно, и основания для требования должниками компенсации морального вреда сводятся на нет. «Агентству гораздо выгоднее упустить возможность лишний раз позвонить должнику, чем нести из-за этого финансовые и имиджевые потери»,— отмечет он. «Моральный вред, его размер и компенсация — понятие субъективное, а процесс обоснования причинно-следственных связей между действиями взыскателя и вредом, причиненным должнику, не всегда легко поддается расчету и взаимосвязи»,— добавляет совладелец агентства «Эверест» Дмитрий Чернышов.

Впрочем, даже если иски примут массовый характер, компенсировать ущерб будут не сами коллекторы, а страховщики. Согласно 230-ФЗ, для включения в реестр ФССП коллекторские агентства обязаны застраховать свою ответственность перед должником. Сумма годового страхового покрытия составляет не менее 10 млн руб. и обеспечивает защиту имущественных интересов граждан, пострадавших в результате ошибок, допущенных коллекторами при осуществлении деятельности. Возможность возмещения морального вреда может быть включена в страховое покрытие по договору страхования. Как пояснил руководитель проекта департамента страхования финансовых рисков и ответственности компании «АльфаСтрахование» Иван Бузивский, для получения компенсации должнику необходимо предоставить в страховую компанию претензию с описанием причинно-следственной связи между действиями коллекторского агентства и причиненным вредом, а также документы, подтверждающие размер понесенного ущерба. «Урегулирование таких вопросов происходит в судебном и досудебном порядке,— поясняет он.— Возмещение морального вреда только по решению суда».

У страховщиков опыт выплат компенсаций морального вреда уже есть. «Коллекторское агентство оказывало услуги по досудебному взысканию просроченной задолженности, в рамках которых были предприняты попытки связаться с должником по номеру телефона, принадлежащему другому лицу, чем были нарушены его права и нанесен моральный вред, который был подтвержден судебным решением»,— рассказывает начальник отдела страхования финансовых и профессиональных рисков компании «Ингосстрах» Сергей Архангельский. Впрочем, добиться значительных выплат по таким делам пока не получается, отмечают эксперты. По оценке госпожи Комбаровой, суммарно по моральным страданиям, расходам на лечение из-за стресса и порчи репутации выплат больше 150 тыс. руб. практически не бывает.

Светлана Самусева, Татьяна Гришина

Источник: Газета "Коммерсантъ" №44 от 16.03.2018
Тэги:

Читайте также

Экспобанк повысил ставки по вкладам в долларах США
Экспобанк повысил ставки по трем вкладам в долларах США
Сбербанк предложил детям «Билеты в будущее»
Сбербанк запустил новый продукт «Билет в будущее», созданный на основе исследования реальных потребностей клиентов Сбербанка
К концу недели на мировых рынках преобладают позитивные настроения
Утренний комментарий Промсвязьбанка
Банк «Левобережный» улучшил срок онлайн-гарантий для бизнеса
Теперь получить онлайн-гарантию в рамках законов №44-ФЗ и №223-ФЗ можно на срок до 36 месяцев
Сбербанк профинансировал лизинговую компанию «Каркаде» на3 миллиарда рублей
Sberbank CIB, корпоративно-инвестиционный бизнес Сбербанка, предоставил финансирование российской автолизинговой компании CARCADE
Fitch повысило прогноз Экспобанка со «стабильного» на «позитивный»
Рейтинговое агентство Fitch Ratings пересмотрело прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента («РДЭ») ООО «Экспобанк», повысив прогноз со «стабильного» на «позитивный»
ЦБ планирует ввести новые способы биометрической идентификации
Центробанк и крупнейшие финансовые организации планируют расширить возможности для биометрической идентификации
Союз вкладчиков России просит ​​председателя Госдумы​ ​инициировать расследование действий ЦБ​
Союз вкладчиков России просит председателя Госдумы Вячеслава Володина инициировать парламентское расследование деятельности руководителей Центробанка
Курс рубля отошел от опасных рубежей
Еженедельный обзор валютного рынка от Альфа-Банка
ЦБ: три российских банка портили кредитные истории россиян
Центробанк с 2017 года выявил три банка, которые грубо портили кредитные истории клиентов