Миронов предложил Набиуллиной отменить плату за эквайринг при продаже ключевых товаров
Планка в 1%
Банк России на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничил значение эквайринговых комиссий банков для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги, планкой в 1%. К таким компаниям относятся торговые предприятия, которые занимаются розничной продажей продуктов питания и еды, потребительских товаров и товаров повседневного спроса, топлива, медицинских изделий и лекарственных препаратов, а также компании, оказывающие услуги в сфере связи, жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования, культуры, туризма, перевозки пассажиров.
В ЦБ объясняли, что мера должна дать возможность бизнесу «за счет снижения издержек перестроить свою логистику и процессы», а также напоминали, что в среднем эквайринговые комиссии находятся на уровне 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия.
«Правильно и своевременно»
Принятую Банком России меру Миронов считает «очень правильной и своевременной». По словам депутата, «ограничения предельных размеров банковской комиссии являются эффективным механизмом поддержки граждан и предпринимателей в период беспрецедентного санкционного давления на Российскую Федерацию».
«Считаю, что эту меру поддержки необходимо сделать бессрочной. В связи с этим я обратился к главе Центрального банка Эльвире Набиуллиной с предложением отменить взимание платы за банковский эквайринг при продаже всех товаров народного потребления, куда включаются наиболее важные для наших граждан продовольственные и непродовольственные товары», — сообщил Миронов.
Кто за и кто против
Компании розничной торговли ранее предложили сохранить ставку эквайринга в 1%, действующую до 31 августа, на более продолжительное время. Председатель Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев отмечал, что решение Центробанка об ограничении эквайринговой комиссии «позволило уменьшить нагрузку на торговые сети и снизить цены на ряд социально значимых товаров на полках, но не оказало решающего влияния на ситуацию в силу кратковременности этой меры».
В ассоциации предлагают использовать опыт других стран, в частности европейских, где максимальная ставка для дебетовых карт установлена на уровне 0,2%, а для кредитных — 0,3%.
Между тем Центробанк уже давал понять, что не собирается продлевать ограничение эквайринговых комиссий.
«Что мы увидели после наших последних ограничений? Многие банки свернули программы лояльности, отменили кэшбэки. В результате пострадал именно потребитель», — рассказывала первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова.
Из-за ограничения эквайринговых комиссий часть дохода перетекла от банков к торгово-сервисным предприятиям, но со стороны последних ни снижения цен, ни запуска программ лояльности и кэшбэков не наблюдалось, констатировала представитель ЦБ.
Напомним, что бонусные выплаты клиентам уменьшили из-за ограничения эквайринговых комиссий, например, Тинькофф Банк и Газпромбанк. «Тинькофф» объяснял, почему решение ЦБ повлияло на размер кэшбэка: эквайринговую комиссию «продавец платит банку за проведение электронных платежей; банк, в свою очередь, возвращает часть средств покупателю в виде кэшбэков».