Министерства завершили торги
Минфин наконец доработал так называемый оптимизационный пакет поправок к закону о госзакупках (ФЗ-44) в соответствии с замечаниями других ведомств. Законопроект в итоге сохранил ранее анонсированные нормы о цифровизации всех этапов закупок, о сокращении количества их способов, а также об их унификации. Дальнейшего упрощения Минфин намерен добиться за счет переноса в закон норм отдельных подзаконных актов, а также путем расширения возможностей контрактации при наличии единственного поставщика.
Как стало известно “Ъ”, Минфин доработал поправки в закон о госзакупках, призванные существенно упростить закупочное законодательство. Этот «оптимизационный пакет» уже находится на рассмотрении в Белом доме. Подготовленные по поручениям президента и правительства изменения планировались к принятию еще осенью 2019 года и должны стать второй частью реформы закупочного законодательства. Однако их разработка затянулась из-за многочисленных правок по результатам парламентских слушаний и появления дополнительных поручений — представленная в феврале редакция также потребовала доработки с учетом замечаний ФАС и новых поручений (см. “Ъ” от 27 февраля).
Впрочем, финальная версия проекта (есть у “Ъ”) изменилась с тех пор незначительно: как и предполагалось, количество видов закупок сокращено с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведена унификация требований к их документации. Проект сохранил положения о введении электронного документооборота на всех стадиях закупки (от планирования до приемки и подачи жалоб), а также универсальной предквалификации для защиты от недобросовестных поставщиков и жалобщиков (для закупок от 20 млн руб.). Упрощена контрактация для строительных работ (закупка «под ключ» на всех этапах — от составления проектной документации до строительства и реконструкции).
Изменения в ФЗ-44 предполагают дальнейшее упрощение работы с госзаказом: вводятся единые типовые контракты — их разработкой займется правительство (сейчас наряду с федеральными ведомствами такое право закреплено за госкорпорациями).
Из подзаконных актов в закон будет перенесен и ряд устоявшихся норм: например, порядок общественного обсуждения закупок, совместных закупок ведомств и регионов, параметры преференциальных режимов для предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. Будут расширены и возможности закупки у единственного поставщика для региональных работ по строительству и капремонту (по решению губернатора) или материальных ценностей из госрезерва.
Проект вводит в закон понятие «рейтинг деловой репутации участника закупки» как совокупной оценки опыта поставщика — на его появлении настаивала ФАС. По задумке службы, рейтинг должен автоматически присваиваться в единой информационной системе в сфере закупок в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. При достаточном рейтинге поставщик сможет рассчитывать на преференции (отмена или снижение обеспечения по контракту). Как будет применяться механизм на практике, пока непонятно: поправки наделяют правительство правом утвердить правила формирования рейтинга, в общем виде информация о нем будет включена в единый реестр участников закупок и доступна для ознакомления. Отметим, что в проекте не удалось реализовать идею ФАС о сокращении длительности аукциона до двух часов — она составит максимум три часа, дальнейшее сокращение противоречило бы нормам ЕАЭС.
Ряд точечных поправок в закупочное законодательство касается предоставления обеспечения по контрактам — так, помимо банковской гарантии теперь поставщики смогут получить гарантии ВЭБ.РФ, а малый бизнес еще и гарантии региональных гарантийных организаций. В процессе доработки проект лишился нормы о включении банков в число субъектов контроля по закону о госзакупках — напомним, ранее речь шла об ужесточении ответственности банков перед участниками закупки за несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах. (см. “Ъ” от 17 февраля). По всей видимости, добиться согласия Банка России на появление такой нормы не удалось.
Как стало известно “Ъ”, Минфин доработал поправки в закон о госзакупках, призванные существенно упростить закупочное законодательство. Этот «оптимизационный пакет» уже находится на рассмотрении в Белом доме. Подготовленные по поручениям президента и правительства изменения планировались к принятию еще осенью 2019 года и должны стать второй частью реформы закупочного законодательства. Однако их разработка затянулась из-за многочисленных правок по результатам парламентских слушаний и появления дополнительных поручений — представленная в феврале редакция также потребовала доработки с учетом замечаний ФАС и новых поручений (см. “Ъ” от 27 февраля).
Впрочем, финальная версия проекта (есть у “Ъ”) изменилась с тех пор незначительно: как и предполагалось, количество видов закупок сокращено с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведена унификация требований к их документации. Проект сохранил положения о введении электронного документооборота на всех стадиях закупки (от планирования до приемки и подачи жалоб), а также универсальной предквалификации для защиты от недобросовестных поставщиков и жалобщиков (для закупок от 20 млн руб.). Упрощена контрактация для строительных работ (закупка «под ключ» на всех этапах — от составления проектной документации до строительства и реконструкции).
Изменения в ФЗ-44 предполагают дальнейшее упрощение работы с госзаказом: вводятся единые типовые контракты — их разработкой займется правительство (сейчас наряду с федеральными ведомствами такое право закреплено за госкорпорациями).
Из подзаконных актов в закон будет перенесен и ряд устоявшихся норм: например, порядок общественного обсуждения закупок, совместных закупок ведомств и регионов, параметры преференциальных режимов для предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов. Будут расширены и возможности закупки у единственного поставщика для региональных работ по строительству и капремонту (по решению губернатора) или материальных ценностей из госрезерва.
Проект вводит в закон понятие «рейтинг деловой репутации участника закупки» как совокупной оценки опыта поставщика — на его появлении настаивала ФАС. По задумке службы, рейтинг должен автоматически присваиваться в единой информационной системе в сфере закупок в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов. При достаточном рейтинге поставщик сможет рассчитывать на преференции (отмена или снижение обеспечения по контракту). Как будет применяться механизм на практике, пока непонятно: поправки наделяют правительство правом утвердить правила формирования рейтинга, в общем виде информация о нем будет включена в единый реестр участников закупок и доступна для ознакомления. Отметим, что в проекте не удалось реализовать идею ФАС о сокращении длительности аукциона до двух часов — она составит максимум три часа, дальнейшее сокращение противоречило бы нормам ЕАЭС.
Ряд точечных поправок в закупочное законодательство касается предоставления обеспечения по контрактам — так, помимо банковской гарантии теперь поставщики смогут получить гарантии ВЭБ.РФ, а малый бизнес еще и гарантии региональных гарантийных организаций. В процессе доработки проект лишился нормы о включении банков в число субъектов контроля по закону о госзакупках — напомним, ранее речь шла об ужесточении ответственности банков перед участниками закупки за несвоевременное блокирование денежных средств на спецсчетах. (см. “Ъ” от 17 февраля). По всей видимости, добиться согласия Банка России на появление такой нормы не удалось.
Читайте также
ВТБ запустит цифрового помощника для предугадывания желаний клиентов
ВТБ готовит к запуску цифрового помощника, который с помощью технологий искусственного интеллекта будет предугадывать желания клиентов
АТБ улучшил условия по накопительным счетам
С 1 июля 2025 года Азиатско-Тихоокеанский банк расширил возможности для получения повышенных процентных ставок по накопительным счетам
Клиенты ВТБ оформили социальные выплаты на 129 миллиардов рублей через мобильный банк
ВТБ продолжает развивать сервисы, упрощающие получение государственных социальных выплат для россиян
Набиуллина назвала условия для более быстрого снижения ставки
Набиуллина назвала снижение инфляции условием для более быстрого снижения ставки
В 10 мегаполисах цена жилья с учетом ипотеки превысила ₽1 млн за кв. м
Итоговая стоимость квадратного метра новостройки с учетом всех выплат по рыночной ипотеке
Крупнейшие российские банки продолжают снижать ставки по вкладам
Marcs: крупные российские банки продолжают снижать ставки по вкладам
Раскрыто, на какой доход с банковского вклада начислят налог
Эксперт Диашов: если доход по вкладам выше 210 тысяч, нужно уплатить налог
Набиуллина предупредила о грядущих «неспокойных временах»
Набиуллина: впереди Россию ждут очень неспокойные времена
Страховщики запустили полисы с доходностью от курса биткоина
Минимальный взнос составит от 1,5 до 3 млн рублей
Набиуллина назвала слабый курс нацвалюты признаком уязвимой экономики
РФ не стремится к этому, отметила глава ЦБ