Микроклиенты растут в цене
На микрофинансовом рынке в условиях жесткого скоринга растет конкуренция за качественных заемщиков. Однако привлечение таких клиентов стоит в несколько раз дороже, чем традиционных «заемщиков до зарплаты». В этом случае окупаемость займа может достигать нескольких месяцев, однако резко повышается возвратность выданных средств.
Микрофинансовые компании заметно увеличили затраты на привлечение новых клиентов, говорится в исследовании финансового маркетплейса «Юником24» и СРО «МиР» (“Ъ” ознакомился с его результатами). В частности, если в 2021 году более половины МФО (54%) тратили на привлечение одного заемщика менее 1 тыс. руб., то в 2022 году на такую сумму затрат рассчитывает уже 48% компаний. При этом годом ранее затраты в объеме 3–5 тыс. руб. делали 13% компаний, а в 2022 году — уже 15%. Уже 12% компаний тратят на привлечение больше 5 тыс. руб., тогда как в 2021 году таких было всего 8%.
Опрошенные микрофинансисты отмечают, что средняя стоимость привлечения клиента составляет 2–3 тыс. руб., подчеркивая, что практически отказались от офлайн-каналов. Растут расходы компаний на программное обеспечение, стоимость СМС-рассылок и пр., еще весной говорил начальник аналитического управления департамента микрофинансового рынка ЦБ Никита Акимов (см. “Ъ” от 23 апреля). Рынок сталкивается и с другими трудностями в части привлечения клиентов, например, ограничением использования зарубежных соцсетей.
Средний годовой бюджет МФО на привлечение новых клиентов составляет до 50 млн руб. Если из общей статистики убрать крупные компании, то у 80% компаний бюджет составляет порядка 10–11 млн руб. в год. В качестве инструментов для увеличения клиентского трафика МФО используют контекстную рекламу и соцсети (34%), СРА-сети (21%), SEO (16%), рассылку (13%), офлайн-рекламу (12%) и холодные звонки (5%).
Чем крупнее и длиннее предполагаемый заем, тем дороже стоит привлечение, поясняет разницу в ценах старший аналитик ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко. Самые дорогие лиды — на займы под ПТС (паспорт транспортного средства), наиболее дешево стоят лиды на стандартные PDL-займы. Как правило, расходы на привлечение клиента на займы «до зарплаты» окупаются «после выдачи второго-третьего займа», отмечает руководитель отдела цифрового маркетинга МФК «МигКредит» Василий Кудуков.
Среднесрочные займы приносят прибыль в течение срока действия договора, хотя окупаемость может зависеть от акционной политики компании, добавляет господин Савиченко. «Нужно учесть всевозможные акции по привлечению, а также допущенные заемщиками просрочки и дефолты, поэтому действительная окупаемость в среднем будет дольше»,— поясняет эксперт.
На фоне экономической нестабильности и усиления требований к клиентам потребовался дополнительный качественный трафик для компенсации растущей доли отказов.
«В таких условиях расходы на привлечение клиента окупаются ориентировочно после того, как он успешно вернет около десяти PDL-займов, а в секторе IL-займов этот срок увеличивается на несколько месяцев»,— говорит гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.
В таких условиях микрофинансовые компании готовы переплачивать за качественного клиента. Директор по маркетингу Moneyman Андрей Грезнев подчеркивает, что «лучше заплатить в два-три раза больше за качественных, надежных заемщиков». Идет конкуренция за качественного клиента, в том числе «банковского», указывает и гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов. В отдельных случаях стоимость одного такого заемщика может достигать и 6–7 тыс. руб., добавляет гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Цель не выдать всем, подчеркивает господин Грезнев, а выдать клиентам, которые лояльны и вовремя возвращают заемные средства.
Микрофинансовые компании заметно увеличили затраты на привлечение новых клиентов, говорится в исследовании финансового маркетплейса «Юником24» и СРО «МиР» (“Ъ” ознакомился с его результатами). В частности, если в 2021 году более половины МФО (54%) тратили на привлечение одного заемщика менее 1 тыс. руб., то в 2022 году на такую сумму затрат рассчитывает уже 48% компаний. При этом годом ранее затраты в объеме 3–5 тыс. руб. делали 13% компаний, а в 2022 году — уже 15%. Уже 12% компаний тратят на привлечение больше 5 тыс. руб., тогда как в 2021 году таких было всего 8%.
Опрошенные микрофинансисты отмечают, что средняя стоимость привлечения клиента составляет 2–3 тыс. руб., подчеркивая, что практически отказались от офлайн-каналов. Растут расходы компаний на программное обеспечение, стоимость СМС-рассылок и пр., еще весной говорил начальник аналитического управления департамента микрофинансового рынка ЦБ Никита Акимов (см. “Ъ” от 23 апреля). Рынок сталкивается и с другими трудностями в части привлечения клиентов, например, ограничением использования зарубежных соцсетей.
Средний годовой бюджет МФО на привлечение новых клиентов составляет до 50 млн руб. Если из общей статистики убрать крупные компании, то у 80% компаний бюджет составляет порядка 10–11 млн руб. в год. В качестве инструментов для увеличения клиентского трафика МФО используют контекстную рекламу и соцсети (34%), СРА-сети (21%), SEO (16%), рассылку (13%), офлайн-рекламу (12%) и холодные звонки (5%).
Чем крупнее и длиннее предполагаемый заем, тем дороже стоит привлечение, поясняет разницу в ценах старший аналитик ИК «Иволга Капитал» Марк Савиченко. Самые дорогие лиды — на займы под ПТС (паспорт транспортного средства), наиболее дешево стоят лиды на стандартные PDL-займы. Как правило, расходы на привлечение клиента на займы «до зарплаты» окупаются «после выдачи второго-третьего займа», отмечает руководитель отдела цифрового маркетинга МФК «МигКредит» Василий Кудуков.
Среднесрочные займы приносят прибыль в течение срока действия договора, хотя окупаемость может зависеть от акционной политики компании, добавляет господин Савиченко. «Нужно учесть всевозможные акции по привлечению, а также допущенные заемщиками просрочки и дефолты, поэтому действительная окупаемость в среднем будет дольше»,— поясняет эксперт.
На фоне экономической нестабильности и усиления требований к клиентам потребовался дополнительный качественный трафик для компенсации растущей доли отказов.
«В таких условиях расходы на привлечение клиента окупаются ориентировочно после того, как он успешно вернет около десяти PDL-займов, а в секторе IL-займов этот срок увеличивается на несколько месяцев»,— говорит гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.
В таких условиях микрофинансовые компании готовы переплачивать за качественного клиента. Директор по маркетингу Moneyman Андрей Грезнев подчеркивает, что «лучше заплатить в два-три раза больше за качественных, надежных заемщиков». Идет конкуренция за качественного клиента, в том числе «банковского», указывает и гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов. В отдельных случаях стоимость одного такого заемщика может достигать и 6–7 тыс. руб., добавляет гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Цель не выдать всем, подчеркивает господин Грезнев, а выдать клиентам, которые лояльны и вовремя возвращают заемные средства.
Читайте также
Альфа-Банк победил в двух номинациях Национальной банковской премии
Альфа-Банк взял две награды Национальной банковской премии — за повышение эффективности бизнеса и за вклад в повышение финансовой грамотности
Выгодная тройка: максимальные ставки по полугодовым вкладам в китайских юанях, декабрь 2024
Рассмотрим тройку вкладов с фиксированной ставкой на сумму 25 тысяч юаней при условии размещения на 6 месяцев в отделениях банков Красноярска
Красноярцы стали чаще заказывать товары на маркетплейсах и реже покупать автомобили
В октябре — ноябре 2024 года рост потребительской активности в Сибири замедлился
ВТБ расширил офисную сеть на все регионы страны
ВТБ начал обслуживать клиентов в Херсонской области, Республиках Ингушетия и Тыва
Россияне ожидают дальнейшего роста инфляции
Россияне готовятся к худшему
Банки продолжают урезать автокредиты
Размер выданного автокредита в ноябре 2024 года в среднем составил 1,33 млн рублей
ЦБ решил усилить контроль за открытием счетов в банках мигрантам
ЦБ разрабатывает для банков дополнительные способы проверки документов нерезидентов при открытии счетов
Состоятельные россияне нашли альтернативу вкладам
В 2024 году продажи премиальной недвижимости на первичном рынке в Москве оказались на треть выше
«Ренессанс банк» вновь сменил предправления
Сергея Королева сменил Денис Феофанов —руководитель блока «Финансы»
Страховщики предложили отпустить цену полиса ОСАГО
Страховщики предлагают отпустить цену полиса ОСАГО, установив только лимит его максимальной стоимости