Маркетплейсам не хватает клиентов
Профессиональные участники финансового рынка предложили ЦБ существенно изменить законодательство по профильным маркетплейсам. В частности, предлагается разрешить совмещать эту деятельность с брокерскими и банковскими услугами, убрать требование к размеру капитала и проработать вопросы идентификации клиентов. Это, по мнению игроков, создаст «открытую архитектуру продаж», в том числе для экосистем, и поддержит конкуренцию. Однако представители самих финансовых платформ отмечают, что могут вырасти риски как для клиентов, так и для финансовых организаций.
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила письмо в ЦБ (“Ъ” ознакомился с документом), предложив изменить законодательство, регулирующее совершение сделок с использованием финансовых платформ (маркетплейсов). В документе говорится, что спустя год с момента вступления в силу закона о маркетплейсах они «не получили широкого распространения среди потребителей финансовых услуг».
В письме предлагается разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, управляющей компании ПИФ и НПФ, а также деятельностью кредитной организации. Это позволит сократить клиентский путь при организации продаж онлайн, поскольку даст возможность профучастникам и управляющим компаниям поручить оператору платформы упрощенную идентификацию. На сегодняшний день они не могут учитывать результаты идентификации профучастников и проводят ее повторно.
Кроме того, по словам вице-президента НАУФОР Екатерины Андреевой, ассоциация предлагает дать возможность банкам и профучастникам получать статус финансовой платформы. «Мы хотим, чтобы они смогли создавать открытую архитектуру продаж, то есть предлагать не только свои, но и чужие финансовые инструменты»,— пояснила она. Также НАУФОР предлагает исключить для профучастников, управляющих компаний и банков требование к минимальному размеру собственных средств (сейчас 100 млн руб.).
Запрет на совмещение деятельности оператора финансовой платформы с брокерской деятельностью не оправдан, поскольку брокер является посредником, а не продавцом финансовых продуктов, говорит старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов. По его мнению, ограничение на кредитные организации является избыточным, банки вправе развивать экосистемы и продавать услуги и товары партнеров, при этом лишаются права продавать финансовые продукты «коллег по цеху», если они не являются частью экосистемы.
Подобный сервис выглядит очень перспективно, поскольку предоставляет дистанционный доступ к финансовым услугам разных организаций в режиме 24/7 и аккумулирует широкий ассортимент финансовых продуктов в «одном окне», считает Владимир Потапов. Это хорошая инициатива, согласен директор по правовым вопросам «Сбер Управление активами» Олег Горанский, но указывает, что во многих юрисдикциях инвестдеятельность является исключительным видом деятельности, потому что управлять рисками в разноплановом бизнесе сложно. Как считает коммерческий директор «Выберу.ру» Ярослав Баджурак, упрощенная идентификация клиентов и схема, предложенная НАУФОР, более жизнеспособна и эффективна с точки зрения удобства конечных пользователей. При этом, по его словам, избыточные требования, которые сейчас предъявляются к идентификации клиента, убивают саму идею онлайн-финуслуг.
Одним из самых крупных маркетплейсов, созданных после принятия закона, является платформа Московской биржи — «Финуслуги» (см. “Ъ” от 21 сентября 2020 года), через которые можно открывать вклады и заключать договоры ОСАГО. При этом идентификация клиента производится только при личном контакте, для этого у «Финуслуг» есть курьеры.
Представитель платформы «Финуслуги» отметил, что предложения противоречат концепции создания маркетплейсов, суть которой — увеличение конкуренции между финансовыми организациями. «Снижение требований к размеру собственных средств платформ приведет к значительным рискам как для конечных клиентов, так и финансовых организаций»,— считает он. Кроме того, по его мнению, упрощение обмена данными для финансовых организаций может привести к рискам мошенничества, утечки данных клиентов.
Эти вопросы в настоящее время обсуждаются в Банке России. Как заявили в ЦБ, они требуют дополнительной оценки с точки зрения их влияния на права и интересы потребителей финуслуг, а также минимизации потенциальных рисков для большого количества участников рынка.
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила письмо в ЦБ (“Ъ” ознакомился с документом), предложив изменить законодательство, регулирующее совершение сделок с использованием финансовых платформ (маркетплейсов). В документе говорится, что спустя год с момента вступления в силу закона о маркетплейсах они «не получили широкого распространения среди потребителей финансовых услуг».
В письме предлагается разрешить совмещение деятельности оператора финансовой платформы со всеми видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, управляющей компании ПИФ и НПФ, а также деятельностью кредитной организации. Это позволит сократить клиентский путь при организации продаж онлайн, поскольку даст возможность профучастникам и управляющим компаниям поручить оператору платформы упрощенную идентификацию. На сегодняшний день они не могут учитывать результаты идентификации профучастников и проводят ее повторно.
Кроме того, по словам вице-президента НАУФОР Екатерины Андреевой, ассоциация предлагает дать возможность банкам и профучастникам получать статус финансовой платформы. «Мы хотим, чтобы они смогли создавать открытую архитектуру продаж, то есть предлагать не только свои, но и чужие финансовые инструменты»,— пояснила она. Также НАУФОР предлагает исключить для профучастников, управляющих компаний и банков требование к минимальному размеру собственных средств (сейчас 100 млн руб.).
Запрет на совмещение деятельности оператора финансовой платформы с брокерской деятельностью не оправдан, поскольку брокер является посредником, а не продавцом финансовых продуктов, говорит старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов. По его мнению, ограничение на кредитные организации является избыточным, банки вправе развивать экосистемы и продавать услуги и товары партнеров, при этом лишаются права продавать финансовые продукты «коллег по цеху», если они не являются частью экосистемы.
Подобный сервис выглядит очень перспективно, поскольку предоставляет дистанционный доступ к финансовым услугам разных организаций в режиме 24/7 и аккумулирует широкий ассортимент финансовых продуктов в «одном окне», считает Владимир Потапов. Это хорошая инициатива, согласен директор по правовым вопросам «Сбер Управление активами» Олег Горанский, но указывает, что во многих юрисдикциях инвестдеятельность является исключительным видом деятельности, потому что управлять рисками в разноплановом бизнесе сложно. Как считает коммерческий директор «Выберу.ру» Ярослав Баджурак, упрощенная идентификация клиентов и схема, предложенная НАУФОР, более жизнеспособна и эффективна с точки зрения удобства конечных пользователей. При этом, по его словам, избыточные требования, которые сейчас предъявляются к идентификации клиента, убивают саму идею онлайн-финуслуг.
Одним из самых крупных маркетплейсов, созданных после принятия закона, является платформа Московской биржи — «Финуслуги» (см. “Ъ” от 21 сентября 2020 года), через которые можно открывать вклады и заключать договоры ОСАГО. При этом идентификация клиента производится только при личном контакте, для этого у «Финуслуг» есть курьеры.
Представитель платформы «Финуслуги» отметил, что предложения противоречат концепции создания маркетплейсов, суть которой — увеличение конкуренции между финансовыми организациями. «Снижение требований к размеру собственных средств платформ приведет к значительным рискам как для конечных клиентов, так и финансовых организаций»,— считает он. Кроме того, по его мнению, упрощение обмена данными для финансовых организаций может привести к рискам мошенничества, утечки данных клиентов.
Эти вопросы в настоящее время обсуждаются в Банке России. Как заявили в ЦБ, они требуют дополнительной оценки с точки зрения их влияния на права и интересы потребителей финуслуг, а также минимизации потенциальных рисков для большого количества участников рынка.
Читайте также
Кредитные каникулы для многодетных станут в три раза длиннее
Правительство предложило расширить льготный период обслуживания ипотеки с 6 до 18 месяцев
ЦБ: в России начинает оживать рыночная ипотека
Фиксируется рост автокредитования в последние месяцы, заявил советник председателя Банка России Кирилл Тремасов
Крупнейшие банки подняли ставки по вкладам после заседания ЦБ
Названы выгодные вклады для россиян со ставкой до 17% в сентябре 2025 года
Средние ставки по ипотеке снизились в России вслед за ключевой
Средние ставки по ипотеке снизились в России до 22%
Россияне смогут предъявлять QR-код с «Госуслуг» вместо паспорта
Возможность появится в ближайшем будущем
Супервклады под более 30%: зачем они банкам и можно ли на них заработать?
К середине сентября средние ставки по вкладам в крупнейших российских банках опустились
Уклонистам запретят оформлять кредиты уже в осенний призыв 1 октября 2025 года
Уже в грядущий осенний призыв, который начнется 1 октября 2025 года, для будущих срочников полноценно заработает система обеспечительных мер
Банковские приложения с 1 октября 2025 года ждут перемены
С 1 октября 2025 года системно значимые российские банки будут обязаны добавить в свои мобильные приложения функционал
В России изменится система натурального возмещения по ОСАГО
Автовладельцы смогут компенсировать реальную стоимость ремонта
Банки урезают лимиты по кредитным картам
Средний размер лимитов по новым выданным кредитным картам в августе 2025 года составил 104,5 тысячи рублей