Маркеплейсы ждут новые правила: законопроект одобрен в первом чтении
Депутаты поддержали в первом чтении законопроект, регулирующий деятельность цифровых платформ — в том числе маркетплейсов и сервисов, работающих с самозанятыми. Новый документ стал результатом длительных обсуждений с представителями онлайн- и офлайн-торговли, малого бизнеса и государственных органов. Регулирование планируется запустить с 1 марта 2027 года, пишет газета «Ведомости».
Целью документа стало установление единых и прозрачных требований к платформам. Они будут обязаны проверять данные своих партнёров через государственные реестры, не публиковать карточки товаров без подтверждённой информации о безопасности и сертификации, соблюдать санитарные и логистические нормы. Платформы также получат обязанность уведомлять партнёров о смене условий договора заранее — не менее чем за 45 дней.
Малый бизнес получит больше гарантий. Применение штрафов и блокировок теперь будет возможно только после официального уведомления минимум за три дня. Платформы не смогут самостоятельно устанавливать скидки за счёт продавцов — только с их согласия.
Отдельное внимание уделено взаимодействию платформ с самозанятыми и ИП, оказывающими услуги. Закон уточняет, что такие отношения будут рассматриваться как гражданско-правовые, если соблюдаются определённые критерии — это позволит избежать переквалификации в трудовые.
Парламентарии планируют доработать закон, включая возможность ограничения размеров скидок на продукты и сокращение переходного периода до 2026 года. Также предложено уточнить правила доступа банков к платформам, чтобы избежать доминирования отдельных финансовых структур.
Будут внесены и изменения в КоАП: за нарушение новых норм платформам может грозить штраф до 500 тысяч рублей, продавцам — до 200 тысяч. Поправки находятся на стадии сбора предложений.
На уровне правительства дополнительно прорабатывается порядок обмена данными между платформами и налоговыми органами. В частности, обсуждается возможность наделения маркетплейсов функцией налоговых агентов — в Минфине идею поддерживают, как и текущий пилотный проект по информобмену с ФНС.
Также поднимался вопрос статуса самозанятых после 2028 года, чтобы исключить случаи фиктивного гражданско-правового взаимодействия с одним заказчиком. Минтруд и Роструд уже проводят проверки на основе рисков.
Платформенная экономика становится всё более значимой для российской экономики: по данным Минэкономразвития, она уже охватывает до 5% ВВП, а число заказов, обработанных маркетплейсами, превысило 6 млрд в год. В перспективе этот сектор может достичь 30–35 трлн рублей к 2027 году.
По мнению аналитиков, регулирование усилит прозрачность онлайн-торговли. Представители крупных платформ, включая Wildberries и «Яндекс Маркет», поддержали инициативу, отметив, что единые правила помогут сформировать здоровую конкуренцию и повысят доверие потребителей.
Источник: Frank Media
Читайте также
Обновленный офис ВТБ в Красноярске открылся после переезда
ЦБ и «ОПОРА РОССИИ» проведут семинар для красноярских предпринимателей
Выгодная тройка: самые прибыльные полугодовые рублевые вклады, июль 2025
