Малому бизнесу снижают комиссии
Mastercard вводит с 2022 года пониженные комиссии для малого бизнеса при приеме платежей с помощью смартфонов. Эта технология сама по себе дешевле классического эквайринга, а при сниженном тарифе может существенно увеличить число предприятий, принимающих карточные платежи. Таким образом, платежная система планирует перевести часть наличного оборота в малом бизнесе в безналичный и заработать на комиссиях. Но ей придется выдержать конкуренцию с аналогичными решениями самих банков и Системой быстрых платежей, где ниже комиссии.
Как стало известно “Ъ”, Mastercard разослал банкам сообщение о введении с 21 января 2022 года спецтарифа для малого бизнеса — interchange 1% при оплате с технологией Tap on Phone (когда в роли POS-терминала выступает смартфон). В Mastercard пояснили, что «заявленные изменения направлены на поддержку микробизнеса в том числе, для которого и создана технология приема оплаты в одно касание к смартфону картой или другим платежным устройством». Там надеются расширить аудиторию клиентов с учетом роста клиентского спроса на «бесконтактную оплату различными платежным устройствами». В платежной системе Visa сообщили, что сертифицировали в России решение для приема бесконтактных платежей на смартфонах в 2020 году, не уточнив тарифы.
Эксперты отмечают, что сейчас для малых и микропредприятий тарифная нагрузка по договорам эквайринга достаточно высока. По словам главы правления ассоциации «Финансовые инновации» Романа Прохорова, тарифы, как правило, превышают 2%. «Поэтому многие, даже при наличии договора эквайринга, просят клиентов провести оплату наличными или переводом с карты на карту»,— поясняет он.
Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков отмечает, что эквайринг становится все более насущной необходимостью для развития розничного бизнеса, включая малый. «С другой стороны, малый бизнес не хотел бы обременять себя POS-терминалами, поэтому технология и приложение для смартфона очень актуальны и востребованны»,— говорит эксперт.
В Делобанке (подразделение СКБ-банка) утверждают, что эквайрингом в смартфоне заинтересованы более 80% опрошенных предпринимателей. По словам директора департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инны Емельяновой, сервис, превращающий обычный телефон в мобильный POS-терминал, интересен для представителей бизнеса из самых разных областей — ресторанный сегмент, организация курьерской доставки, благотворительность и пр.
Впрочем, ряд банков, включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, СКБ-банк, продвигает собственные решения по использованию смартфонов в виде терминалов. Как отметили в Делобанке, это «не только карточные платежи, но возможность принимать оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей». Клиенты экономят на оборудовании и скорости подключения — «можно начинать принимать безналичные платежи через пять минут после установки приложения», сообщили там.
Роман Прохоров также отмечает, что в СБП комиссии не только не выше 0,7%, но и полное возмещение затрат малого бизнеса на комиссии. «Введение Mastercard спецтарифа не приведет к значимым успехам, поскольку соответствующее снижение эквайринговых комиссий будет не слишком существенным»,— считает он.
По словам независимого эксперта на рынке электронных платежей Андрея Вылегжанина, для действительно массового подключения малого и микробизнеса к оплате с помощью карт необходимо появление на российском рынке независимых компаний-интеграторов, занимающихся привлечением и подключением торговых точек к эквайрингу банков. Они будут просчитывать риски каждого ТСП, а пока их оценкой занимаются банки, это происходит медленно и многие клиенты отсеиваются.
Как стало известно “Ъ”, Mastercard разослал банкам сообщение о введении с 21 января 2022 года спецтарифа для малого бизнеса — interchange 1% при оплате с технологией Tap on Phone (когда в роли POS-терминала выступает смартфон). В Mastercard пояснили, что «заявленные изменения направлены на поддержку микробизнеса в том числе, для которого и создана технология приема оплаты в одно касание к смартфону картой или другим платежным устройством». Там надеются расширить аудиторию клиентов с учетом роста клиентского спроса на «бесконтактную оплату различными платежным устройствами». В платежной системе Visa сообщили, что сертифицировали в России решение для приема бесконтактных платежей на смартфонах в 2020 году, не уточнив тарифы.
Эксперты отмечают, что сейчас для малых и микропредприятий тарифная нагрузка по договорам эквайринга достаточно высока. По словам главы правления ассоциации «Финансовые инновации» Романа Прохорова, тарифы, как правило, превышают 2%. «Поэтому многие, даже при наличии договора эквайринга, просят клиентов провести оплату наличными или переводом с карты на карту»,— поясняет он.
Независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков отмечает, что эквайринг становится все более насущной необходимостью для развития розничного бизнеса, включая малый. «С другой стороны, малый бизнес не хотел бы обременять себя POS-терминалами, поэтому технология и приложение для смартфона очень актуальны и востребованны»,— говорит эксперт.
В Делобанке (подразделение СКБ-банка) утверждают, что эквайрингом в смартфоне заинтересованы более 80% опрошенных предпринимателей. По словам директора департамента эквайринга банка «Русский стандарт» Инны Емельяновой, сервис, превращающий обычный телефон в мобильный POS-терминал, интересен для представителей бизнеса из самых разных областей — ресторанный сегмент, организация курьерской доставки, благотворительность и пр.
Впрочем, ряд банков, включая Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, СКБ-банк, продвигает собственные решения по использованию смартфонов в виде терминалов. Как отметили в Делобанке, это «не только карточные платежи, но возможность принимать оплату по QR-коду через Систему быстрых платежей». Клиенты экономят на оборудовании и скорости подключения — «можно начинать принимать безналичные платежи через пять минут после установки приложения», сообщили там.
Роман Прохоров также отмечает, что в СБП комиссии не только не выше 0,7%, но и полное возмещение затрат малого бизнеса на комиссии. «Введение Mastercard спецтарифа не приведет к значимым успехам, поскольку соответствующее снижение эквайринговых комиссий будет не слишком существенным»,— считает он.
По словам независимого эксперта на рынке электронных платежей Андрея Вылегжанина, для действительно массового подключения малого и микробизнеса к оплате с помощью карт необходимо появление на российском рынке независимых компаний-интеграторов, занимающихся привлечением и подключением торговых точек к эквайрингу банков. Они будут просчитывать риски каждого ТСП, а пока их оценкой занимаются банки, это происходит медленно и многие клиенты отсеиваются.
Читайте также
В России предложили ввести финансовый паспорт гражданина
России пора задуматься о внедрении финансового паспорта гражданина
МТС Банк предложил вклад «МТС Деньги»
22 сентября МТС Банк запустил вклад «МТС Деньги»
ВТБ: траты по платежным стикерам выросли в 3,5 раза
С января по август 2025 года клиенты ВТБ совершили 292 млн транзакций с помощью стикеров на 213 млрд рублей
Доходность по банковским вкладам останется положительной до середины 2026 года
Советник председателя Банка России Кирилл Тремасов заявил, что оттока вкладов из банковской системы не наблюдается
Солид Банк повысит ставки по депозитам для юридических лиц в рублях
С 24 сентября 2025 года АО «Солид Банк» вводит новую редакцию условий по депозитам в рублях РФ для юридических лиц
СДМ-Банк вошёл в топ-50 медиарейтинга по числу упоминаний в СМИ
По данным агентства «Финмаркет», СДМ-Банк вошёл в топ-50 медиарейтинга, заняв 40-е место по числу упоминаний в СМИ
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг банка «Левобережный» на уровне ruA-
Рейтинг банка по национальной шкале РФ остается высоким с 2019 года. Прогноз по рейтингу стабильный
Кредитные каникулы для многодетных станут в три раза длиннее
Правительство предложило расширить льготный период обслуживания ипотеки с 6 до 18 месяцев
ЦБ: в России начинает оживать рыночная ипотека
Фиксируется рост автокредитования в последние месяцы, заявил советник председателя Банка России Кирилл Тремасов