Лизинг заметил восстановление
Корпоративные шоки
Аналитики «Эксперт РА» объясняют разную динамику в этих сегментах различной восприимчивостью к внешним шокам. «Лизингополучатели, относящиеся к крупному бизнесу, в отличие от представителей МСБ (малого и среднего бизнеса. – FM) более подвержены влиянию геополитики, поскольку в большей степени функционируют в международном пространстве или задействованы во внешней экономике», — отмечают они. При этом падение в корпоративном сегменте наблюдалось по всем фронтам: ему «способствовало сокращение объемов нового бизнеса с авиатранспортом, морскими и речными судами, а также железнодорожной техникой», говорится в обзоре.
Максимальное падение – на 85% за девять месяцев — произошло в лизинге водных судов. Причиной обвала стали остановки поставок в Россию морского и речного транспорта иностранными производителями, а также заморозки инвестиционных программ отечественного судоходства из-за закрытия для него многих зарубежных портов. Новый бизнес в авиализинге просел на 45% из-за ограничений международных рейсов и прекращения поставок запчастей и технического обслуживания самолетов со стороны западных компаний. «Сокращение железнодорожной погрузки на 3,6% относительно девяти месяцев 2021 года вследствие падения экспортных потоков на 13% (при росте внутрироссийских перевозок на 1,8%) привело к снижению объема нового бизнеса с железнодорожной техникой на 11%», — говорится в обзоре.
Равнение на МСБ
Представители МСБ – основного клиента розничного сегмента лизинга, — наоборот, функционируют преимущественно внутри российского рынка и оказались более гибкими в плане адаптации к его новым условиям. «Переориентация на бренды дружественных стран и построение новых логистических цепочек позволили снизить негативный эффект санкций, и в итоге объем нового бизнеса по розничным сегментам сократился в меньшей степени», — пишут аналитики «Эксперт РА».
Сильнее всего пострадал субсегмент лизинга легковых автомобилей, объем нового бизнеса в котором снизился на 28%. Причиной падения стал сложившийся дефицит машин. Например, сокращение продаж этих транспортных средств (ТС) за девять месяцев составило 59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Объемы нового бизнеса сегментов грузовых автомобилей, строительной и сельскохозяйственной техники за девять месяцев показали умеренную положительную динамику к аналогичному периоду 2021 года в связи с более высокой степенью проникновения лизинга в продажи данной техники и слабой концентрацией на ушедших брендах», — отмечается в обзоре.
Продолжение восстановления
В четвертом квартале лизинговая отрасль продолжит сокращать темпы падения, прогнозируют в «Эксперт РА»: по итогам 2022 года объем нового бизнеса составит порядка 1,98 трлн рублей, что на 13% меньше, чем в прошлом году. «Как правило, бизнес под конец года расходует большую часть бюджета, получает оплату по госконтрактам, что в свою очередь способствует активизации затрат на обновление транспортных парков и производственных мощностей», — объясняют аналитики. Кроме того, по их мнению, продолжится процесс импортозамещения и адаптации ЛК к новым рыночным условиям, что также приведет к росту объемов нового бизнеса по сравнению с предыдущими кварталами. По прогнозу рейтингового агентства, в четвертом квартале объем нового бизнеса российских лизингодателей составит 0,71 трлн рублей, что на 36% превысит уровень предыдущего триместра.
Новый лизинговый год
А вот в следующем году, по мнению «Эксперт РА», существуют серьезные развилки, от которых будут зависеть и показатели российской лизинговой отрасли. Так, в пессимистичном сценарии (значительное ухудшение геополитической ситуации, нефть сорта Brent – по $62 за баррель, падение ВВП на 1%, ключевая ставка ЦБ – 9%, а инфляция – 7,5%) в 2023 году продолжится падение объемов нового бизнеса, которое составит 13%. Согласно оптимистичному сценарию (улучшение геополитической обстановки и большая интеграция страны в международную экономическую жизнь, нефть — по $85 за «бочку», рост ВВП — в 3%, ключевая ставка находится на уровне 6,25%, а инфляция – 6%), объем нового бизнеса отечественных ЛК увеличится на 18%.
По базовому же сценарию рейтингового агентства, который предполагает отсутствие серьезных изменений в геополитической обстановке, среднюю цену на нефть марки Brent в $80 за баррель, незначительное – на 0,5% — падение ВВП, ключевую ставку ЦБ на конец года в 6,5%, а также инфляцию на уровне 6,5%, новый бизнес российский лизинговых компаний увеличится на 9%. При этом корпоративный бизнес ждет восстановление (+11%) после жесткой просадки в этом году в основном за счет железнодорожного сегмента (+13%). Объем нового бизнеса лизинга морских и речных судов не вырастет, а авиализинг прибавит 6%.
Основным драйвером розничного сегмента станет лизинг строительной и сельхозтехники (+13%). Рынок лизинга грузовых автомобилей вырастет на 9%, а легковых – на 8%. Предметами лизинга ТС в основном будет выступать техника, произведенная в «дружественных» странах или же бывшая в употреблении. Рост объема нового бизнеса прочих сегментов агентство ожидает на уровне 6%.
Оптимизм лизингодателей
Все опрошенные Frank Media лизингодатели заметили восстановление рынка в третьем квартале – начале четвертого. «Существенный рост наблюдается в сегменте грузовых автомобилей. В третьем квартале он составил 38%, в октябре-ноябре — 29%. Также мы отмечаем восстановление в сегментах дорожно-строительной и сельхозтехники. После падения во втором квартале, в третьем сегмент показал рост на 12,6%. В октябре-ноябре тенденция роста сохраняется, но более умеренная», — например, говорит гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.
Это позволяет ЛК смотреть с оптимизмом и в будущее. «Все зависит от геополитической ситуации. Если она останется неизменной, то восстановление бизнеса продолжится. Особенно в сегментах оборудования и спецтехники», — полагает региональный директор по Центральному федеральному округу ЛК «Интерлизинг» Елена Банникова. Продолжится восстановление и в автолизинге, считают лизингодатели. «Дефицит европейских брендов, на наш взгляд, будет частично замещен российской и китайской техникой», — отмечает гендиректор «Совкомбанк Лизинга» Антон Василенко. «В сегментах грузовиков и спецтехники китайские бренды, которые сегодня являются самыми доступными на нашем рынке, уже успели завоевать доверие покупателей», — подтверждают в ЛК «Европлан».
«Также нам помогает развитие финансирования техники с пробегом: мы оптимизировали требования, так как понимаем, что предпринимателям не всегда доступна новая», — указывают в группе компаний (ГК) «Альфа-Лизинг». «Безусловно, драйвером роста станет возобновление программ поддержки Минпромторга», — добавляет Антон Василенко. Из радужного хора выбивается ГК «ВТБ Лизинг». «В 2023 году рынок автолизинга, по нашим оценкам, покажет снижение примерно на 6% в денежном выражении. Это связано с продолжающимся дефицитом легковых автомобилей, который все еще сохранится в следующем году», — говорит ее гендиректор Сергей Клюшников, который, впрочем, отмечает возможность как существенного улучшения прогноза, так и его существенное ухудшение.
«С рынка ушли западные компании, занимавшие сильные позиции в ряде сегментов – контейнерные перевозки, нефтесервис и другие капиталоемкие сегменты – и это шанс для российских компаний. Бизнес продолжает инвестировать и развиваться, и условия для развития сейчас, скорее, благоприятны», — оптимистичен гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов, который, впрочем, указывает на стрессовую ситуацию, в которой из-за геополитики находятся корпоративные сегменты.