Кредитный рынок РФ смещается в сторону более дорогих и менее массовых займов

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
ББР

Кредитный рынок РФ смещается в сторону более дорогих и менее массовых займов

В июле 2025 года российские заемщики стали запрашивать существенно большие суммы кредитов наличными. Так, средняя заявка достигла 753,7 тыс. рублей, что на 8,1% выше, чем годом ранее, и на 16,1% больше, чем в июне. При этом заметно выросли и запросы на микрозаймы, в среднем до 18,7 тыс. рублей, что на 8,5% превышает прошлогодний уровень. Лидерами по размеру запрашиваемых сумм стали Татарстан (1,5 млн руб.) и Москва (1,1 млн руб.). Одновременно средний срок кредитования остался стабильным — около 42 месяцев, а портрет заемщика сместился в сторону более возрастной и мужской аудитории, так как средний возраст вырос с 34 до 38 лет, а доля мужчин с 58,8% до 66,9%.

Рост запрашиваемых сумм связан сразу с несколькими факторами. Во-первых, сохраняющееся инфляционное давление и рост цен на крупные товары и услуги - от автомобилей до ремонта жилья - повышают потребность в большем объеме заёмных средств. Во-вторых, ужесточение условий кредитования в банках, включая более строгие скоринговые фильтры, ведёт к тому, что кредиты получают в первую очередь клиенты с более высоким доходом, а значит, и с более крупными запросами. В-третьих, в потребительской модели поведения усиливается эффект “займу больше — перекрою инфляцию”, когда люди стараются фиксировать текущие ставки, опасаясь их роста. При этом увеличение среднего возраста заемщика и сокращение доли женщин в новых заявках может говорить о том, что в кредитование активнее вовлекается категория зрелых мужчин с более стабильным, но зачастую закредитованным доходом, тогда как женщины проявляют большую осторожность на фоне экономической неопределенности.

В дальнейшем можно ожидать, что средний размер запрашиваемых кредитов продолжит расти, особенно в крупных городах и экономически развитых регионах. Если инфляция останется выше целевых ориентиров и ставки по кредитам сохранятся на повышенном уровне, банки будут ещё жестче отбирать заемщиков, концентрируясь на надежных клиентах с крупными чеками. В результате структура кредитного рынка может сместиться в сторону более дорогих, но менее массовых займов, а часть населения с низким или нестабильным доходом рискует уйти в сегмент МФО, что потребует усиленного регулирования и контроля. Для банков это означает сохранение маржинальности за счет крупных кредитов, но и рост концентрации рисков на ограниченном пуле клиентов.

Владимир Чернов, аналитик

Источник: Freedom Finance Global
Тэги:

Читайте также

Солид Банк переводит часть карт на тарифный план «Солидная карта»
1 сентября Солид Банк архивирует некоторые тарифные планы действующих дебетовых банковских карт
Рейтинговое агентство НКР подтвердило кредитный рейтинг РСХБ на уровне AA+.ru
Рейтинговое агентство «Национальные Кредитные Рейтинги» (далее - НКР) подтвердило кредитный рейтинг АО «Россельхозбанк» на уровне AA+.ru, прогноз - стабильный
ВТБ объединил сервисы для бизнеса и личных финансов
ВТБ запустил пакетное предложение «Бизнес-премиум» для клиентов-физлиц, которые представляют юридические лица или работают как индивидуальные предприниматели
Дальневосточный банк вошел в ТОП ипотечных программ на «вторичку»
Дальневосточный банк вошел в лидеры рейтинга лучших ипотечных программ на вторичную недвижимость в августе 2025 года
ВТБ предупредит клиентов при атаке мошенников
ВТБ расширяет систему оповещений о мошенничестве как во время звонков, так и при установке вредоносных приложений
Минэкономразвития и НСПК запустили программу поддержки МСП
Минэкономразвития России и Национальная система платежных карт (НСПК) запустили программу поддержки МСП
ФНС раскрыла методику оценки финансового состояния компаний
Методика включает 55 параметров для компаний и 31 — для ИП
Российский бизнес массово переходит на корпоративную почту
Спрос на доменные ящики у хостинг-провайдеров вырос до 24%
Вьетнамские банки усложнили расчеты для российского бизнеса
Для их проведения требуются поставки во Вьетнам или местный учредитель
Микрофинансовым организациям удалось сохранить прибыль на уровне прошлого года
Этого удалось добиться за счет снижения расходов на персонал и рекламу