Комиссия для забывчивых клиентов. Как банки взимают деньги по неактивным счетам
Клиент Совкомбанка рассказал, что никогда не открывал счетов в этом банке, но ему пришло СМС-сообщение: «По вкладу снято 100 рублей, остаток 62,95 рубля». Клиент выяснил, что по неактивным вкладам Совкомбанк ввел комиссию, которая будет списываться и дальше — «если не закрыть вклад, то он уйдет в минус, и я еще буду должен».
Позднее оказалось, что это забытый «счет в Юниаструм Банке с минимальным остатком». В 2017 году банк был объединен с «Восточным», а последнего консолидировал Совкомбанк. До этого клиенту не напоминали про открытый счет, а в Совкомбанке уточнили, что речь идет о «действующем тарифе для счетов до востребования, по которым нет операций более шести месяцев». Банк «в рамках лояльности» вернул комиссию.
«Но возврат комиссии за «спящие» счета — случай единичный, а вот ее взимание — нет. Такие платежи в свое время вводил Сбербанк, чтобы сократить расходы на обслуживание неактивных счетов», — пишет Ксения Дементьева.
Доля неактивных счетов в общем объеме средств граждан на депозитах и счетах неизвестна, однако несколько лет назад участники рынка и эксперты оценивали ее примерно в 1%. С тех пор доля могла вырасти.
Средства физлиц в российских банках без учета эскроу-счетов на конец июля составляли 33,8 трлн рублей, следует из статистики Банка России. Если исходить из оценки «спящих» в 1%, речь идет о 33,8 млрд рублей.
«Комиссию оценить сложно, потому что она зависит от банка и редко исчисляется в процентах от объема средств. Но поскольку на забытых счетах редко остаются серьезные суммы, речь может идти о миллионах записей и сотнях миллионов рублей в месяц», — объясняет обозреватель.
В будущем таких историй может быть больше, если учитывать уход иностранных банков из России и активизацию слияний и поглощений в финансовом секторе. По словам Дементьевой, главное здесь «не потерянные рубли, а ежемесячное списание комиссии», которое может грозить испорченной кредитной историей и взысканием долга.