Кэптивные банки автоконцернов сохранили прибыль, хотя потеряли процентный доход
Все опубликовавшие отчетность кэптивные банки иностранных автоконцернов, ушедших с российского рынка РФ, остались прибыльными, пишет «Коммерсант». Так, у Тойота-банка чистая прибыль снизилась на 12%, упав до 1,27 млрд рублей, чистая прибыль МС-банк Рус уменьшилась на 78%, до 150,4 млн рублей, Фольксваген-банк Рус смог показать прибыль на уровне 2021 года, у Мерседес-Бенц Банк Рус же этот показатель вырос почти на 20% год к году, до 615 млн рублей, БМВ-банк Рус пока не раскрыл отчетность за 2022 год. При этом, несмотря на разные результаты, все перечисленные банки столкнулись с падением процентных доходов — на 7–40%.
При этом опрошенные изданием эксперты сошлись в том, что продать дочерние банки иностранным акционерам будет непросто. Проблема с инвестиционной привлекательностью таких активов состоит в том, что они во многом зависимы от своих головных структур: как пояснил управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов, их системы риск-менеджмента, внутреннего контроля и аудита , корпоративного управления обладают невысокой автономностью. «Даже если покупатели на такие специализированные банки найдутся, вероятно, дисконты к капиталу будут значительными», — уверен Беликов.
Кроме того, у таких банков нет универсальной лицензии, поэтому их покупка может быть интересна для краткосрочного заработка на их кредитном портфеле, если сделка пройдет с дисконтом, отмечает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель. «Стратегически такая покупка может быть интересна только автопроизводителю из дружественной страны, зашедшему или планирующему зайти на российский авторынок» или местным игрокам, которым интересен такой канал продаж, допускает он. Например, «Автодом» купил все активы «Мерседес-Бенц» в России, в том числе банк.
Негативно на привлекательность покупки влияет и то, что для приобретения такого банка необходимо согласие президента России или правительственной комиссии, что займет немало времени, отмечают собеседники «Коммерсанта». Так, в конце марта из около 1400 иностранных компаний, у которых есть в России юридические лица и чья выручка составляет не менее $5 млн в год, только 206 полностью продали свои российские подразделения, писала Financial Times (FT). Источник газеты, участвующий в продолжающихся переговорах о выходе компании из страны, рассказал, что сейчас около 2000 заявок ожидают одобрения. «Комиссия собирается три раза в месяц и рассматривает не более семи заявлений за одно заседание — так что считайте сами», — добавил собеседник FT.