Граждане вчитались в свои истории

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Граждане вчитались в свои истории

Расширение способов доступа граждан к кредитным историям (КИ) вскрыло проблему несанкционированного получения такой информации кредиторами. Такая практика существовала и ранее, однако физлица реже выявляли подобные запросы и жаловались регулятору. Многочисленные штрафы не останавливают кредиторов. Поэтому участники рынка предлагают решить проблему, просто разрешив доступ к скоринговым данным граждан без их согласия, но ужесточив наказание за несанкционированное получение полных кредитных отчетов.

Банк России в очередной раз сообщил о привлечении банков к ответственности за нарушение требований законодательства о кредитных историях. На этот раз одиннадцать штрафов получил банк «ФК Открытие» и два штрафа — Росбанк. Всего же с августа, когда регулятор начал применять эту меру воздействия, за нарушение были наложены штрафы в 62 случаях на семь банков.

Ответственность за незаконное получение или предоставление кредитного отчета установлена ст. 14.29 КоАП. Незаконные действия, не содержащие уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере 1–2,5 тыс. руб., на должностных лиц — 2,5–5 тыс. руб., на юридических лиц — 30–50 тыс. руб.

Рекордсменом по числу допущенных нарушений закона «О кредитных историях» остается банк «ФК Открытие» (37 случаев). Там уточнили, что действительно некоторое количество нарушений допущено. Причина — сбои при слиянии баз данных в процессе интеграции розничной сети банка с Бинбанком и «Бинбанком диджитал». «Со стороны руководства банка усилен контроль за соблюдением сроков направления ответов по запросам БКИ, а также по проверке наличия согласия субъектов кредитных историй при направлении соответствующих запросов»,— отметили в банке.

Участники рынка указывают, что проблема запроса КИ без согласия граждан стала более заметна, чем раньше. «Банки большими объемами запрашивают истории, а БКИ не проверяют наличие согласия, это не их функция,— говорит собеседник “Ъ” на рынке бюро кредитных историй (БКИ).— Выявить такое нарушение, по сути, может только сам гражданин, увидев в информационной части истории запросы от банков, разрешения которым на это он не давал, но для этого человеку надо получить историю».

До последнего времени запросить историю можно было в самих БКИ (один раз в год бесплатно) или у посредников (банков, кредитных брокеров и других за деньги). С этого года появилась возможность два раза в год получать кредитную историю, в том числе через портал госуслуг. Попадая на портал с иной целью, многие граждане пользуются и этой опцией, поэтому запросов КИ от физлиц стало в разы больше, указывает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Как отметили в ЦБ, «увеличение количества обращений граждан (с жалобами на запросы КИ без их согласия.— “Ъ”) в первую очередь обусловлено повышением информированности граждан о возможности запросить и проверить свою кредитную историю». Кроме того, Банк России ведет работу по выявлению нарушений в сфере взаимодействия кредиторов с БКИ. «В рамках реактивного надзора регулятор получает жалобы потребителей и после проведения проверки в случае выявления нарушений применяет соответствующие меры»,— отметили в ЦБ.

Впрочем, представители БКИ уверены, что надо менять саму систему получения пользователями данных о кредитных историях. «Соответствующие нормы устарели, так как писались под в десятки раз меньший рынок»,— указывает гендиректор «Эквифакса» Олег Лагуткин. Он предлагает предоставить банкам упрощенный доступ «к скорингам по кредитоспособности заемщиков и одновременно существенно ужесточить наказание за незаконное получение кредитных отчетов». Скоринг — агрегированная информация в виде числового значения, которая не раскрывает деталей кредитной истории и персональных данных клиента. Гендиректор ОКБ Артур Александрович также считает «логичным разрешить получение скорингового балла без согласия клиента в целях выдачи кредита». В ЦБ заявили, что ожидают проработанных предложений по обеспечению упрощенного доступа к скорингу заемщика.

Ксения Дементьева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №190 от 17.10.2019
Тэги:

Читайте также

ВТБ возвращает кешбэк рублями
С 1 мая банк отменит вознаграждение в мультибонусах и полностью перейдет на выплаты в рублях
Более 6 тысяч сибиряков уже «проиндексировали» пенсию в банке «Левобережный»
Пенсионеры, ставшие клиентами банка и оформившие пенсию на счет в «Левобережном», получают надбавку за факт зачисления пенсии, потребительские кредиты, кредитные карты или вклады
Альфа-Банк стал лидером рейтинга банков на портале Сравни
Альфа-Банк занял первое место в рейтинге банков на финансовом портале Сравни
АТБ улучшил условия по накопительным счетам для премиальных клиентов
Ставка Азиатско-Тихоокеанского банка по накопительному счёту для клиентов программы «Статус» выросла до 13,5%
FINN FLARE разместит два выпуска на платформе А-Токен суммарным объемом 200 миллионов рублей
На платформе А-Токен началось размещение первого выпуска ЦФА компанией FINN FLARE
Бизнес может открыть второй счет в банке «Левобережный» за 15 минут
Открыть второй и все последующие счета в банке «Левобережный» стало еще проще
ЦБ: значительные объемы ввода жилья усилили спрос на стройматериалы в Красноярском крае
В Красноярском крае в феврале годовой рост цен на непродовольственные товары составил 5%
Россияне получили в ВТБ «арктическую ипотеку» более чем на 3 миллиарда рублей
С момента запуска «арктической ипотеки» в декабре 2023 года ее оформили более 840 клиентов ВТБ
Убыток АСВ за 2023 год составил 29,5 миллиарда рублей
Агентству пришлось создать резервы по некоторым активам
Объем денежных средств на балансе АСВ вырос в 60 раз до 1,2 триллиона рублей
Это могут быть средства, заблокированные на счетах типа «С» у недружественных нерезидентов