ФРС, алгоритмы и Монголия: рынок нашел виновных и выигравших от обвала в акциях
Азиатские и американские фондовые рынки, больше всего пострадавшие в результате обвала в акциях в понедельник, 5 августа, начали восстанавливаться: японский Nikkei подскочил более чем на 10%, S&P 500 и Nasdaq открыли торговую сессию вторника ростом. Рынок подсчитывает убытки, ищет виноватых и пытается ответить на вопрос: что дальше?
Шок на $6,5 трлн
Как отмечает Bloomberg, цифры, мелькавшие накануне на торговых экранах, шокировали даже ветеранов рынка. В Токио Nikkei рухнул на 12%, в Сеуле Kospi упал на 9%, а Nasdaq на открытии за считанные секунды упал на 6%. Упали криптовалюты, индекс VIX — индикатор волатильности фондового рынка — взлетел до пандемийных значений, а инвесторы, в обход золота, устремились в казначейские облигации США. Агентство отмечает, что за последние несколько недель рынок подряд получал “веские доказательства”, подрывающие столпы, на которых годами держался успех финрынков: отчет о занятости в США за июль оказался слабым, квартальные доходы техногигантов — тоже, а Банк Японии повысил ставки во второй раз за год. По подсчетам Bloomberg, за три недели мировой фондовый рынок потерял около $6,5 трлн.
Относительное спокойствие
Во вторник японский индекс Topix закрылся на 9,3% выше предыдущего дня, Nikkei 225 вырос на 10,2%, а иена стабилизировалась на уровне около 145,7 иен за доллар после резкого укрепления в последние недели. Ралли перекинулось и на другие азиатские рынки: южнокорейский Kospi вырос на 4,2%, Тайваньский фондовый индекс, который в понедельник пережил самое сильное падение за свою историю, закрылся на 3,4% выше закрытия предыдущего дня.
Основные индексы Уолл-стрит открылись осторожным ростом: индекс S&P 500 поднялся на 0,2% после открытия торгов в Нью-Йорке (накануне он потерял 3%), Nasdaq Composite — на 0,39%. Европейские акции колебались между небольшим ростом и падением, а индекс Stoxx Europe 600 снизился на 0,4% к началу торгового дня.
Индекс волатильности VIX, который рассчитывается Чикагской опционной биржей, снизился до 28,65 (с 38,57 в понедельник), хотя в моменте превышал отметку 65. В последний раз индекс поднимался так высоко в марте 2020 года, когда началась пандемия COVID-19.
Неожиданные победители
Крупнейший в истории обвал фондового рынка, который многие аналитики сравнивали с “черным понедельником” 1987 года, обнаружил неожиданных победителей и проигравших, обратил внимание Bloomberg. Так, в то время как чувствительные к доллару валюты, например, австралийский доллар, мексиканское песо и южноафриканский рэнд, падали против доллара, малазийский ринггит в какой-то момент показал лучший однодневный рост с 2015 года и превзошел все другие валюты развивающихся рынков в понедельник. Также, по данным агентства, неожиданную устойчивость продемонстрировал рынок Монголии: ее индекс Mongolia Stock Exchange Top 20, отслеживающий 20 крупнейших компаний в стране, завершил сессию с ростом в 1%. Это был единственный индекс, который оказался в плюсе в Азии и один из четырех в мире (кроме Монголии в их числе индексы Ямайки, Черногории и Туниса). Больше всех в индексе Монголии выросли добытчик угля Tavantolgoi и производитель молочных продуктов Suu.
Золото же, которое обычно выступает “активом-убежищем” наоборот, потеряло свою привлекательность: спотовые цены на металл снизились на 3,2%. По мнению Goldman Sachs, это может быть связано с тем, что инвесторы ликвидировали золотые позиции для покрытия маржинальных требований, возникших из-за падения активов.
ФРС, ИИ и геополитика
Издание Financial Times связывает вчерашнее падение рынка с опасениями инвесторов, что ФРС США слишком медленно реагирует на признаки охлаждения экономики США и что она может быть вынуждена играть с инфляцией “в догонялки”, проводя серию быстрых снижений процентных ставок. В Японии, по данным газеты, в ситуацию вмешался так называемый кэрри-трейд, когда трейдеры, пользуясь низкими процентными ставками, брали кредиты в иенах, а затем покупали более рискованные активы.
Однако нашлись и другие обоснования обвала: представители правительства Южной Кореи заявили, что азиатские рынки «чрезмерно» отреагировали на экономические риски США и геополитическую напряженность на Ближнем Востоке, пообещав принять оперативные меры для стабилизации рынка в случае чрезмерной волатильности. А Николас Смит, стратег по Японии из CLSA, указал на возможное влияние программ торговых алгоритмов, которые, не исключено, что отреагировали на недавнее резкое движение иены вверх.
“Похоже, что они коррелируют с иеной, — сказал Смит Financial Times. — После всех восторгов по поводу перспектив искусственного интеллекта теперь кажется, что именно он втянул нас в эту неразбериху».
Несмотря на то, что во вторник рынок начал восстанавливаться, общая картина остается неопределенной, отмечает Такео Камаи, глава отдела услуг по исполнению сделок CLSA в Токио. “Может ли ЦБ Японии снова повысить ставки в этом году и будет ли снижать ставки ФРС — непонятно”, — говорит он. “Хотя масштабы снижения были преувеличены, реальность такова, что в краткосрочной перспективе экономика США вызывает больше опасений, — считает Чарльз Холл, глава исследовательского отдела Peel Hunt. — Это заставит людей нервничать по поводу акций. Поэтому я думаю, что вполне логично, что мы не увидим быстрого отскока назад».