Долги прилагаются

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Долги прилагаются

У микрофинансистов растет количество обращений через мобильные приложения. По оценкам экспертов, уже в 2022 году на них будет приходиться более трети всех заявок. Участники рынка отмечают, что приложения привлекают новую молодую аудиторию, а использующие их клиенты в среднем надежнее. Однако рост мобильности несет дополнительные риски как для потребителей, так и для самих МФО.

По итогам января—сентября почти 24% заявок на микрозаймы было подано через мобильные приложения, следует из исследования МФК «Займер». Эксперты компании полагают, что в 2022 году таким способом будут подаваться более трети заявок. В 2018–2019 годах показатель не превышал 10%, говорится в исследовании.

Как пояснил гендиректор «Займера» Роман Макаров, мобильное приложение позволяет компаниям более эффективно удерживать постоянных качественных клиентов и сокращать маркетинговые расходы на работу с ними: мобильное приложение чаще скачивают проверенные заемщики.

Одновременно приложения позволяют привлекать новую более молодую аудиторию. «Смартфоны есть почти у 100% потенциальных клиентов МФО»,— подчеркивает операционный директор ГК Eqvanta Сергей Весовщук. Аудитория, готовая «ногами приходить в офисы», будет постепенно вымываться, уверен топ-менеджер. Такая ситуация приведет к уходу с рынка игроков с моделью работы исключительно в офлайне, соглашается управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева.

По данным «Юником24», 80% пользователей мобильных приложений МФО — заемщики моложе 40 лет. 70% клиентов в данной возрастной категории готовы оформлять займы через приложения. В категории старше 40 лет этот показатель уже не превышает 45%, в категории старше 55 лет — 20%.

Многие компании наблюдают улучшение собираемости долгов после запуска приложений, подчеркивает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. Около 40% заемщиков, нарушивших условия выплаты на один-пять дней, называют причиной просрочки именно свою забывчивость, приводят данные в «Займере». В этих случаях такой инструмент, как автоматическое push-уведомление, может быть эффективен, говорит господин Мехтиев.

Мобильное приложение имеет конкретную связь с заемщиком, что значительно снижает для компании риски, поэтому процент одобрения заявок здесь выше, чем даже на сайте, добавляет председатель совета директоров группы «Финбридж» Леонид Корнилов. Кроме того, если клиент устанавливает приложение, компании доступно больше информации, которую можно использовать для скоринга, отмечает руководитель направления клиентских сервисов МФК «МигКредит» Анастасия Буянова.

Однако у мобильного приложения есть себестоимость. Бюджет на разработку хорошего продукта может составить около 20 млн руб., поддержка в среднем обойдется в 3–3,5 млн руб. в год, поясняет Леонид Корнилов. По словам основателя «Юником24» Юрия Кудрякова, пока мобильные приложения есть лишь у четверти компаний сегмента. В перспективе количество будет расти, уверены собеседники “Ъ”.

Однако тенденция увеличения количества выдаваемых дистанционно займов несет риски как для потребителей, так и для самих МФО, предостерегает руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева. В частности, возможно недобросовестное использование данных потребителей, подчеркивает она: приложение или ресурс МФО может собирать данные, ненужные для оформления продуктов, но актуальные, например, для рекламы и маркетинга. Возрастает и риск утечек данных потребителей через ошибки программного обеспечения МФО. В стремлении зайти на растущий рынок многие МФО платят за разработку мобильных приложений, отмечает госпожа Лазарева, но, «не понимая специфику рынка, разработчики сдают продукт с уязвимостями, которыми с удовольствием пользуются мошенники».

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №192 от 21.10.2021
Тэги:

Читайте также

ВТБ возвращает кешбэк рублями
С 1 мая банк отменит вознаграждение в мультибонусах и полностью перейдет на выплаты в рублях
Более 6 тысяч сибиряков уже «проиндексировали» пенсию в банке «Левобережный»
Пенсионеры, ставшие клиентами банка и оформившие пенсию на счет в «Левобережном», получают надбавку за факт зачисления пенсии, потребительские кредиты, кредитные карты или вклады
Альфа-Банк стал лидером рейтинга банков на портале Сравни
Альфа-Банк занял первое место в рейтинге банков на финансовом портале Сравни
АТБ улучшил условия по накопительным счетам для премиальных клиентов
Ставка Азиатско-Тихоокеанского банка по накопительному счёту для клиентов программы «Статус» выросла до 13,5%
FINN FLARE разместит два выпуска на платформе А-Токен суммарным объемом 200 миллионов рублей
На платформе А-Токен началось размещение первого выпуска ЦФА компанией FINN FLARE
Бизнес может открыть второй счет в банке «Левобережный» за 15 минут
Открыть второй и все последующие счета в банке «Левобережный» стало еще проще
ЦБ: значительные объемы ввода жилья усилили спрос на стройматериалы в Красноярском крае
В Красноярском крае в феврале годовой рост цен на непродовольственные товары составил 5%
Россияне получили в ВТБ «арктическую ипотеку» более чем на 3 миллиарда рублей
С момента запуска «арктической ипотеки» в декабре 2023 года ее оформили более 840 клиентов ВТБ
Убыток АСВ за 2023 год составил 29,5 миллиарда рублей
Агентству пришлось создать резервы по некоторым активам
Объем денежных средств на балансе АСВ вырос в 60 раз до 1,2 триллиона рублей
Это могут быть средства, заблокированные на счетах типа «С» у недружественных нерезидентов