До мошенников не дозвониться

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

До мошенников не дозвониться

На 14 сентября запланирован круглый стол ОНФ с участием представителей Минцифры, ЦБ, правоохранительных органов и операторов связи по вопросам борьбы с телефонными мошенниками. Идеи самого ОНФ в этом направлении министерство не поддержало, но предложило свои, также требующие изменений в законодательстве. Эксперты отмечают, что усиление давления на мошенников угрожает и добросовестным участникам рынка.

“Ъ” ознакомился с ответом Минцифры на предложения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) по препятствованию телефонному мошенничеству (см. “Ъ” 24 августа).

Одной из идей ОНФ было введение уголовной ответственности за организацию сервиса по подмене телефонных номеров и, возможно, сам процесс подмены. Также организация предлагала обязать операторов бесплатно предупреждать абонентов о подозрительных звонках и блокировать их без санкции суда. В Минцифры эти мысли не поддержали, считая ст. 159 о мошенничестве достаточной, а также ссылаясь на постановление пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 года №48, в котором отмечается, что «создание сервисов по подмене телефонных номеров является одним из способов совершения мошеннических действий, уголовная ответственность за которые установлена действующим законодательством».

По вопросу блокировки телефонных номеров, имеющих признаки мошеннических, Минсвязи отсылает к ч. 10 ст. 46 закона «О связи», которая дополнена положениями, «устанавливающими обязанность операторов связи прекратить оказание услуг связи и услуг по пропуску трафика в свою сеть связи» в случае выявления определенных признаков, перечисленных в законе.

Однако банкиры согласны с ОНФ в том, что существующие меры ответственности на практике не работают. В банке «Тинькофф» не видят снижения количества попыток телефонного мошенничества, включая подмену номера, скорее тенденция обратная, поясняет представитель банка. «Необходимо рассмотреть возможность приравнивания деятельности телефонных мошенников к деятельности организованных преступных сообществ и внести в законодательство соответствующие изменения»,— уверены в РНКБ.

Минцифры, со своей стороны, прорабатывает вопрос установления административной ответственности за подмену номера. Также министерство направило в Минюст предложения изменений в КоАП РФ в части усиления ответственности за несоблюдение операторами связи требований по регистрации сведений о пользователях услугами связи абонентов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателе. Речь идет также о создании на базе радиочастотной службы Роскомнадзора специальной системы, которая позволит подтверждать факт инициирования вызова в процессе осуществления соединения. При отсутствии такого подтверждения оператор связи, транслирующий вызов, обязан будет прекратить пропуск соединения, пояснили в Минцифры.

«В законе "О связи" уже прописана обязанность передачи номера в неизменном виде и уникального кода идентификации, однако ответственность за нарушение не предусмотрена,— отметили в МТС.— Но необходимо понять, почему существующих правовых инструментов недостаточно для расследования и привлечения к ответственности за мошенничество с подменой номеров».

По словам управляющего партнера юридической группы «Шипович и партнеры» Дениса Шиповича, «нормы об уголовной ответственности сами по себе неэффективны для борьбы с этой проблемой». Во-первых, поясняет он, в подавляющем большинстве случаев к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ оказывается некого привлекать, так как найти нарушителей «не представляется возможным». Во-вторых, добавляет юрист, злоумышленники часто действуют на территории других государств, и по факту российские правоохранители «не в состоянии до них дотянуться».

При этом эксперты предупреждают, что борьба со звонками с подменных номеров имеет обратную сторону. По словам управляющего директора RTM Group Евгения Царева, есть риск, что пострадают добросовестные компании. «Особенно с распространением удаленной работы все чаще компании используют технологию подмены номера, своего собственного, оформленного официально на организацию, указанного на сайте, чтобы у клиентов и партнеров высвечивался единый номер»,— поясняет он. Разные подходы к решению проблемы телефонного мошенничества планируется обсудить 14 сентября на организованном ОНФ круглом столе при участии представителей Минцифры, правозащитников, ЦБ, Генпрокуратуры, «Ростелекома» и крупнейших частных операторов.

Ксения Дементьева, Юлия Пославская, Анастасия Гаврилюк

Источник: Газета «Коммерсантъ» №165 от 14.09.2021
Тэги:

Читайте также

Братский Народный Банк отмечает 22 года работы в Красноярске
22 июля 2003 года Братский АНКБ распахнул свои двери красноярцам
Банк Русский Стандарт - 21 год на банковском рынке Красноярска
26 июля 2004 года открылся первый офис банка в Красноярске
Системно значимые банки начали запускать социальные вклады
С 1 июля 2025 года в России появились новый банковский продукт
В ВТБ Онлайн доступна бесконтактная оплата топлива
ВТБ запустил бесконтактную оплату топлива в онлайн-банке
В России выросли тарифы на коммунальные услуги
В России с 1 июля 2025 года проиндексированы тарифы за услуги по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению и обращению с твердыми коммунальными отходами
Зарубежным маркетплейсам грозит блокировка за нарушение закона о платформах
В кабмине намерены внести изменения в закон о «приземлении» иностранных IT-компаний
Что изменится в законах о недвижимости и ЖКХ в июле
Рост тарифов ЖКУ, новый эксперимент по онлайн-взысканию долгов за коммуналку, ужесточение выдачи ипотеки и другие законодательные новеллы
РСХБ объявляет о старте ежегодного конкурса для молодых ученых в сфере агротехнологий
Россельхозбанк запускает новый поток конкурса для молодых ученых, посвященный передовым разработкам и исследовательским проектам в сфере агротехнологий
ВТБ запускает ИИ-агентов для сотрудников
ВТБ внедряет семейство цифровых помощников на базе больших языковых моделей (LLM) для решения рабочих задач сотрудников
Россельхозбанк представил новые сервисы для растениеводов на платформе «Своё Фермерство»
Россельхозбанк расширил функционал платформы «Своё Фермерство», внедряя ряд цифровых решений для аграриев