Банки обратились в правительство и ЦБ за льготными тарифами на СМС-уведомления
Ассоциация банков России (АРБ) вместе с несколькими крупными банками обратилась в правительство и ЦБ с просьбой ввести для банков, попавших под санкции, «льготную тарификацию для рассылки обязательных сервисных СМС клиентам или ввести фиксированную стоимость за общий объем», следует из текста письма, с которым ознакомились в «Коммерсанте». Банки отмечают, что по закону должны информировать клиентов о совершаемых операциях, но из-за введения санкций приложения многих кредитных организаций были удалены из AppStore. В результате банки больше не могли отправлять Push-уведомления, которые были для них бесплатны.
Банки отправляют таким клиентам СМС, которые стоят от 0,7 рублей до 1,5. Авторы письма отмечают, что «с 2022 года и до настоящего момента некоторые операторы сотовой связи повышали стоимость СМС четыре раза, а стоимость трансакционных СМС у нескольких операторов выросла на 47%, иных видов СМС — на 84%. В итоге, по их подсчетам, дополнительные расходы составляют десятки миллиардов рублей.
При этом, как рассказал Frank Media коммерческий директор Servicepipe Данила Чежин, дороговизна СМС способствовала и появлению таких ботовых атак на банки как СМС-бомбинг. Злоумышленники инициируют запрос большого количества смс (например, для восстановления пароля от входа в мобильный банк), расходы на связь для отправителя, то есть для банка, в таком случае могут вырасти в 3 и более раз. Цель таких атак — нанесение финансового ущерба атакуемой организации, подчеркивает Чежин. «Особенно неприятно осознавать, что большая часть платных смс уходит на запросы ботов», — отмечает он.
Сами операторы связи не видят причин для введения ограничений на их тарифы. «Действующее законодательство оптимально регулирует деятельность и учитывает баланс интересов всех участников правоотношений», — рассказали «Коммерсанту» в Tele2. В «МегаФоне» сообщили, что предлагают клиентам рыночные тарифы на услуги информирования. В «Вымпелкоме» сообщили, что в 2023 году индексация тарифов на услуги СМС-рассылок не производилась.
Банки зарабатывают на сервисах уведомлений для своих клиентов, взимая с них плату, подчеркивает собеседник «Коммерсанта» на рынке. Он также напоминает, что операторы связи тоже несут дополнительные затраты на содержание и развитие инфраструктуры в «условиях ограничений поставок и роста стоимости оборудования, программного обеспечения и сопутствующих услуг».