Банк России готовит новые требования к рейтинговым агентствам
Банк России готовит нормативные акты с новыми требованиями к методологии кредитных рейтинговых агентств (КРА), а также к раскрытию ими информации. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя регулятора.
Документы будут конкретизировать требования к описанию подходов к отбору факторов и порядку оценки кредитоспособности объекта рейтинга, которые агентства используют в своей методологии. Также регулятор уточнит требования к подтверждению третьими сторонами исполнения обязательств рейтингуемого лица и иных обстоятельств, влияющих на его устойчивость. Требования будут обязательными для исполнения.
По словам представителя регулятора, новые требования к раскрытию информации также коснутся планируемых агентствами изменений в методологии, которую они применяют. По мнению собеседника издания, нововведения будут способствовать повышению качества рейтинговых услуг и обеспечению прозрачности их деятельности.
Кроме этого, знает руководитель методологической группы АКРА Сергей Кутенко, регулятор планирует установить единый для всех агентств формат проведения проверки качества их методологии и ввести общие требования к раскрытию КРА дефолтности их рейтинговых шкал. По мнению Кутенко, это увеличит информативность рейтингов, повысит их сопоставимость и прозрачность. Старший управляющий директор НКР Александр Проклов надеется, что благодаря уточнениям надзорных требований область применения кредитных рейтингов будет расширяться, как и их важность для инвесторов.
По действующим законам на постоянной основе агентства раскрывают информацию о методологии оценки, процедурах осуществления рейтинговых действий, конфликтах интересов, оказываемых дополнительных услугах и др. Еще часть информации агентства должны раскрывать периодически, например исторические данные о дефолтах рейтингуемых компаний.
В России сейчас аккредитованы четыре отечественных рейтинговых агентства: АКРА, НКР, «Эксперт РА» и НРА. До начала вооруженного конфликта на Украине на рынке работали «дочки» крупнейших международных агентств – S&P, Moody’s, Fitch, но весной 2022 года они все ушли из России, отозвав свои рейтинги.
По данным ЦБ, за последние два года количество действующих в России кредитных рейтингов выросло более чем на 19%, до 1774. Клиентами российских агентств на конец 2022 года являлись 757 организаций, что на 25% выше, чем в 2020 году, и на 5% – чем в 2021 году. Основная доля рейтингуемых организаций приходится на «Эксперт РА» и АКРА – 52 и 36% соответственно, следует из обзора регулятора. Впервые в 2022 году рейтинг был присвоен 110 рейтингуемым лицам и 132 эмиссиям ценных бумаг. При этом число отозванных рейтингов составило 255, что вызвано в основном погашением бумаг, окончанием действия договоров с агентствами, а также недостаточностью информации о рейтингуемых объектах, пишет ЦБ.
Основной спрос на кредитные рейтинги российских агентств предъявляется нефинансовыми (39%), кредитными (30%) и страховыми (9%) организациями, отмечает ЦБ в материале. На высокие категории рейтинговой шкалы, от ВВВ до ААА (от умеренного до высокого уровня кредитоспособности), приходится 75% рейтингов организаций.
В марте 2022 года правительство РФ выпустило постановление о праве компаний временно не раскрывать ряд сведений о себе, например, свою отчетность (частично или даже в полном объеме), а также информацию о выпуске ценных бумаг. По замыслу властей, это должно было защитить участников фондового рынка от возможных санкций со стороны иностранных государств. В июле этого года срок действия принятого тогда решения истек. Новые правила в ряде случаев все еще разрешают скрывать чувствительные к санкционным рискам сведения, но не баланс и отчёт о финансовых результатах. В начале августа стало известно, что крупный бизнес, в частности «Газпром», «Уралхим» и «Россети», попросил вернуться к предыдущей редакции постановления. Позже с похожим обращением выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Вместе с тем, дефицит раскрытия информации достаточно дорого обходится самим эмитентам. В интервью Frank Media бывший гендиректор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Михаил Сухов оценивал, что компании с рейтингами в категории «А» сейчас переплачивают порядка 30-50 базисных пунктов при размещении. А компании с рейтингами «В» — порядка 50-70 базисных пунктов. «Это происходит из-за того, что инвесторы не могут правильно оценить риски. Они, что называется, перезакладываются и требуют большей премии к стоимости бумаг при размещении», — отмечал Михаил Сухов. По оценке директора департамента инвестиционно-корпоративного бизнеса «Цифра брокер» Александра Цыганова, непрозрачность компании может давать дисконт до 20% от стоимости ее акций.
Параллельно с этим, российские власти требуют от компаний активнее размещать свои акции на отечественном фондовом рынке. В августе 2023 года президент РФ Владимир Путин, в частности, заявил, что в этой сфере (выходе на IPO – прим. FM) необходимо добиться «конкретных, осязаемых» результатов.