Автомобильные запасы лизинговых компаний достигли рекорда
Лизинговые компании столкнулись с серьезными трудностями при реализации изъятых автомобилей и техники, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА). Сроки продажи увеличились в 1,5 раза и достигают полугода, при этом содержание складов обходится в сотни тысяч рублей ежемесячно, отмечают эксперты.
Более половины участников опроса ОЛА и агентства «Автостат» отметили увеличение сроков реализации изъятого имущества более чем на 30% в 2024–2025 годах. При этом 73% респондентов зафиксировали увеличение данного срока минимум на 10%. Исследование проводилось в марте—мае среди 100 респондентов, включая компании из топ-10 по объему лизингового портфеля.
Директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев отмечает, что минимальные сроки реализации приходятся на легковой автотранспорт — один-полтора месяца, строительную технику — чуть более двух месяцев. Однако экспозиция оборудования и грузового транспорта может составлять около четырех месяцев, сельскохозяйственной техники — более полугода.
Согласно опросу, 85% респондентов считают экономически выгоднее стратегию «продать и забыть», чем передачу в аренду. Содержание изъятой техники несет существенные затраты — аренда стоянки и упущенная выгода от простаивания активов. Управляющий директор «Альфа-Лизинга» Максим Агаджанов оценивает содержание одного склада техники в 860 тысяч рублей ежемесячно, одного автомобиля — в 10–25 тысяч рублей.
В «Европлане» заявили, что в прошлые периоды реализовывали авто в основном в повторный лизинг, но теперь стали продавать и за наличные, чтобы не наращивать стоки. Компания реализует в среднем около 1 тысячи автомобилей в месяц, при этом 50–60% передается в лизинг новым клиентам. Сток «Европлана» на конец мая превышал 4,5 тысячи единиц.
Основным препятствием для реализации стоков является сокращающийся спрос. Интерес к грузовой технике, бывшей в эксплуатации, сократился по итогам мая на 11%. Это обусловлено сокращением инвестиционных программ, особенно в гражданском и дорожном строительстве. В таких условиях некоторые компании идут на более высокие дисконты при реализации техники.
Участники рынка ожидают снижения напряженности во втором полугодии. Максим Агаджанов полагает, что пик числа возвратов предметов лизинга уже пройден, несмотря на вероятность роста доли возвращенной техники до 8–10% по результатам текущего года. Прогнозируется рост спроса на грузовую технику в разгар сельскохозяйственного сезона и вследствие увеличения грузоперевозок стройматериалов для строительства объектов в южных регионах.
Источник: Frank Media