Аналитики ЦБ рассказали о дилемме для ДКП из-за падения годовой инфляции до 3,5%
Аналитики Банка России на фоне снижения годовой инфляции в марте 2023 года до 3,5%, но вместе с тем и усиливающихся рисков дальнейшего более высокого роста цен в будущем пытаются определить путь дальнейших действий регулятора. Среди вариантов развития событий в части денежно-кредитной политики: превентивно реагировать на риски усиления ценового давления с учетом лагов, с которыми ДКП влияет на инфляцию, либо дождаться явного подтверждения, что проинфляционные риски реализуются в значительной мере, говорится в докладе «О чем говорят тренды».
При это аналитики ЦБ отмечают, что на потребительском товарном рынке с осени 2022 года действуют сдерживающие рост цен факторы, преимущественно разового характера: это и высокий урожай зерновых и масличных культур в России в прошлом году, и экспортные ограничения и снижение мировых цен, а также сформированные в середине 2022 года запасы непродовольственных импортных потребительских товаров, приобретенных в период значительного укрепления рубля летом и осенью, сдерживают перенос текущего ослабления курса. Влияние этих факторов может сохраниться ещё какое-то время, компенсируя при этом растущие влияние проинфляционных факторов.
Однако аналитики Банка России подчеркивают, что проинфляционные риски повышаются. «В январе и феврале на фоне возросших издержек и ослабления рубля выросли цены производителей в обработке в целом, ускорились темпы роста цен производителей продуктов и напитков. Ценовые ожидания предприятий, согласно результатам мартовского опроса Банка России, также выросли, особенно заметный рост наблюдается в торговле», — говорится в докладе.
Баланс среднесрочных рисков также смещается в сторону проинфляционных, основными из которых является рост издержек производителей и поставщиков товаров длительного пользования в рамках увеличения логистических цепочек и удешевления рубля.
«Банк России при проведении ДКП учитывает эти риски, принимаемые решения призваны обеспечить стабилизацию инфляции на целевом уровне вблизи 4% в среднесрочной перспективе», — отмечается в обзоре.