Лизинговые компании Красноярска пробуют новые механизмы

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Лизинговые компании Красноярска пробуют новые механизмы

Сейчас в Красноярске соотношение местных и пришлых лизинговых компаний практически одинаково. Массированный приток новых федеральных игроков может выдавить «аборигенов» с рынка. Красноярский рынок лизинга достаточно молод, ему около 6-7 лет. «Еще лет пять назад сделки носили эпизодический характер. Люди только начали узнавать об этой услуге. Много сил было потрачено на продвижение продукта, на объяснения, как работает механизм лизинга. Сегодня бизнес-аудитория Красноярска достаточно хорошо информирована, неподготовленные клиенты встречаются все реже и реже», — говорит директор лизинговой компании «Дельта» Роман Ворошилов. По оценкам экспертов, только за прошлый год этот рынок подрос на 60-70%. И в 2008 году такая динамика сохранится. Миллиарды вне рынка Сейчас в Красноярске, по подсчетам экспертов, работает 26 компаний, специализирующихся на финансовом лизинге . Их можно разделить на три вида: кэптивные компании (входящие в структуру холдингов), например, «РЕСО-лизинг», «АФТ-лизинг», «Элемент-лизинг»; компании при банках («дочки») ? «НОМОС-лизинг», «КМБ-лизинг», «Уралсиб-лизинг»; независимые фирмы, такие, как «Механика роста лизинг», «ДельтаЛизинг». Сегментируются игроки по своим приоритетам, обычно это одно-два направления. Есть компании, специализирующиеся на лизинге транспортных средств и оборудования. Некоторые фирмы занимаются исключительно автолизингом. Наконец, универсальные компании работают во всех сегментах — начиная оборудованием и заканчивая недвижимостью. По разным оценкам, объем красноярского рынка лизинга в 2007 году составил 10-12 млрд рублей, с учетом текущих и завершенных сделок, привлеченных лизинговыми компаниями кредитов. Но на самом деле «лизинговых» денег в регионе значительно больше, признаются эксперты. «Например, лизинговая компания «Бирюса» работает исключительно с Красноярским заводом холодильников. Объемы контрактов у нее колоссальные, но она не находится в рынке. И подобных сделок достаточно много», — рассказывает Роман Ворошилов. С учетом сделок вне рынка, суммарный «вес» лизингового портфеля в 2007 году достигал 20-30 млрд рублей. Дрожжи роста Бурный рост рынка лизинга ? общероссийская тенденция. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2007 г. его объем удвоился (по сравнению с 2006 г.) и составил $39 млрд. «Рынок продолжит расти, хотя, скорее всего, не столь внушительными темпами», — говорит Роман Романовский, эксперт департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА». Столь активное развитие объясняется несколькими причинами. Первая — это общее оживление российской экономики, которое наблюдалось последние 5 лет. Начали повсеместно запускаться инвестиционные проекты, причем разного калибра ? от освоения новых угольных и нефтяных месторождений до модернизации предприятий. Все это потребовало привлечения все больших объемов оборудования и обновления технической базы заводов и фабрик. И тут весьма кстати пришелся лизинг. Клиент, заключая договор с лизинговой компанией, сразу получал «на руки» необходимое оборудование. «Только за прошлый год спрос на лизинг в Красноярске увеличился на 30%», — констатирует директор филиала в Красноярске компании «РЕСО-лизинг» Дмитрий Коваленко. Весьма существенно спрос на лизинговые услуги стимулирует и государство. В частности, федеральными программами по строительству, развитию дорожной инфраструктуры. На это выделяются огромные средства из бюджета. На региональном уровне власти предлагают субсидии бизнесу в виде погашения части процентов по лизинговым платежам. Еще два фактора, «простимулировавшие» рынок, — падение курса доллара и инфляция, которая привела к подорожанию техники. В прошлом году быстрее всего росли сегменты оборудования для производства тары, авиационного транспорта, телекоммуникационного оборудования. «Каждый из них увеличился более чем в четыре раза», — отмечает Роман Романовский. Также значительный прирост дали рынку легковой и грузовой транспорт, строительная техника, естественные монополии, которым нужно железнодорожное и энергетическое оборудование. В структуре лизингового портфеля Красноярска на данный момент превалируют сделки по оборудованию и транспорту, их доля превышает 90%. По прогнозам экспертов, насыщение в этих сегментах наступит не раньше, чем через 2-3 года. Малая часть от всех заключенных договоров приходится на недвижимость, всего около 5%. Лизинговые компании неохотно идут на такие сделки. «Пока это рисковое направление, хотя и очень перспективное», — признается Дмитрий Коваленко. Риски связаны, в первую очередь, с некоторыми законодательными препонами в части оформления объектов недвижимости и земли. Но в этом году ситуация может измениться. Сейчас в Госдуме РФ находится в разработке законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Он предусматривает регламентацию порядка регистрации договоров лизинга и договоров купли-продажи объектов недвижимости в госорганах. Предполагается, что законопроект будет принят до конца этого года. По мнению Дмитрия Коваленко, это приведет к увеличению количества сделок по лизингу недвижимости. И грянул кризис Уже в 2007 году лизинговые компании стали практиковать более лояльную политику по отношению к клиенту. Сократилась величина первоначального авансового платежа. Еще пять лет назад стандартным был взнос в 30%, сейчас — 10-20%. Существуют сделки, где авансовый платеж вообще не предусматривается. Смягчая условия, лизинговые компании стараются сформировать программы, которые подходят и малому бизнесу. «Четыре года назад лизинг был доступен состоявшимся средним и крупным компаниям, сегодня акценты сместились в сторону малого бизнеса», — поясняет г-н Ворошилов. Сейчас нижний порог сделки составляет 200-400 тыс. рублей. Тенденция удешевления лизинговых услуг прослеживалась еще в прошлом году. Но ее подпортил разразившийся кризис ликвидности. Банки подняли проценты по кредитам, на это повышение среагировали и лизинговые компании, т. к. большая их часть зависит от заимствований у банков. В результате ставки лизинговых компаний поднялись в среднем по рынку на 1-2% (банковские кредиты подорожали на 3-5%). «Компенсировать разницу пришлось за счет уменьшения собственной маржи», — объясняет Дмитрий Коваленко. Впрочем, на компаниях, входящих в крупные холдинги, кризис ликвидности отразился меньше всего. «Игроки, которые использовали заемные средства иностранных банков, и компании, акционеры которых ? американские инвесторы, съежились после кризиса. И нам это только на руку. Наша компания входит в «Базовый элемент», и поэтому проблем с ликвидностью у нас не было и нет», — рассказывает Алексей Архипов, руководитель представительства в Красноярске компании «Элемент-лизинг». Доступность финансовых ресурсов ? это основной и глобальный вопрос для всех лизинговых компаний. Сейчас в России около 10 компаний, которые не ощущают дефицита финансовых средств. Для всех остальных поиск финансовых ресурсов на приемлемых условиях ? вопрос номер один. «Механизмы самостоятельного привлечения денег ввиду банковского кризиса значительно сузились. Если год назад компании планировали выпускать облигационные займы, готовили размещения в других финансовых сегментах, то сейчас из-за кризиса ликвидности стоимость этих инструментов значительно выросла», — поясняет Роман Ворошилов. Как отмечает Роман Романовский, по итогам второго полугодия 2007 года, кризис существенно притормозил темпы роста рынка лизинга — примерно на 85%. Почему же эксперты оптимистично оценивают дальнейшую динамику? Парадокс объясняется достаточно просто. Во всей России, и в Красноярске в том числе, спрос на лизинговые услуги превышает предложение. Кроме того, добавляет г-н Романовский, кризис ликвидности «подогрел» спрос на лизинг как альтернативу кредитным ресурсам. Битва с гигантами На данный момент на красноярском рынке соотношение местных и федеральных игроков примерно равно. «Среди лизинговых компаний такой конкуренции, как в других видах бизнеса, не наблюдается. Но она все же есть, особенно это ощущается в последние 2-3 года», — говорит директор компании «Механика роста лизинг» Александр Кузминов. За это время количество федеральных игроков на красноярском рынке удвоилось. По мнению Алексея Архипова, местный рынок еще на стадии формирования: «Нельзя говорить, что Красноярск уже поделен и каждый занял свою нишу». Роман Ворошилов уверен, что лизинг в городе будет развиваться по тому же сценарию, что и банковский сектор: «Несмотря на большое количество игроков, клиентов хватало на всех. Но потом этот сегмент стал сужаться. И сейчас в Красноярске лишь 4 местных банка. Все остальные ? федеральные и инорегиональные». Только в прошлом году в Красноярск зашли сразу два крупных лизинговых федерала: «РЕСО-лизинг» и «НОМОС-лизинг». В 2008 году ожидается приход еще, как минимум, трех крупных сетевых компаний: «Главлизинг», «РТК-лизинг» и «Европлан». Несмотря на сохраняющийся пока количественный паритет, по объемам уже лидируют федералы. Особенно сильны их позиции в сделках с крупными заказчиками. И соперничество в привлечении «крупняка» особенно сурово. Дмитрий Коваленко: «За таких клиентов, как, например, «Балтика», которая обновляла себе транспортные средства, борются. Но если говорить о розничных продуктах, то этот рынок очень объемен, и в ближайшей перспективе жесткой конкуренции не ожидается». Местные игроки пытаются наращивать объемы как раз за счет мелких сделок. Роман Ворошилов: «Мы изначально избрали для себя такую стратегию: лучше много маленьких контрактов и договоров, чем 1-2 больших. Это диверсифицирует портфель, и мы в меньшей степени зависим от своих клиентов. Потому что если с одним крупным клиентом заключить сделку и у него начнутся проблемы с платежами, это поставит под угрозу наш бизнес». На новый уровень Увеличение числа участников красноярского рынка лизинга приведет к удешевлению услуг, считают эксперты. Роман Ворошилов: «Компании, которые только заходят на местный рынок, стараются предлагать более интересные условия. В первую очередь, это определенный ценовой демпинг и уникальные продукты, которые основаны на корпоративных отношениях с конкретными производителями». Растущая конкуренция заставит компании вывести сервис на качественно иной уровень. Например, сейчас в Красноярске стандартное время рассмотрение заявки клиента лизинговой компанией составляет 1-3 суток. Но тенденция сокращения сроков намечается. Уже несколько компаний предлагают рассматривать заявки и принимать решения по сделке (до 1,5 млн рублей) в течение одного часа. По словам Алексея Архипова, не за горами появление новых услуг. Через год-два лизинговые компании начнут активно предлагать оперативный лизинг (в отличие от финансового, подразумевает лишь временную аренду без права передачи в собственность. — Прим. «СВ»). Этот механизм уже применяется в Москве и Санкт-Петербурге. Его преимущество в том, что он предполагает полное сервисное обслуживание предмета лизинга. Алексей Архипов: «Лизинговая компания, если это прописать в договоре, может даже заливать бензин за свой счет и менять колеса». Еще одна новинка на рынке лизинга — trade-in (обмен с доплатой старого автомобиля на новый). Такую схему используют местные автодилеры, но у лизинговых компаний его внедрение проходит тяжело. «В Красноярске пытаются завести trade-in, но он пока буксует. Сами поставщики не могут определиться, по какой цене они смогут принимать старый автомобиль, чтобы обменять его на новый», — сетует г-н Архипов. Конкуренция Сейчас в Красноярске работает около 26 лизинговых компаний. По объему сделок лидируют: «Дельта-лизинг», «АФТ-лизинг», «Механика роста лизинг», «Уралсиб-лизинг». В структуре общего портфеля доминируют два сегмента: оборудование (45%) и автотранспорт (50%). Объем рынка в 2007 году (текущих, завершенных и новых сделок) составил 10-12 млрд рублей. Прогноз на 2008 год ? объем только новых сделок превысит 4 млрд рублей. Средний объем новых сделок одной компании достигает 200-400 млн рублей в год. С каждой сделки лизингодатель получает прибыль (без учета всех затрат) 2-4% от стоимости имущества за весь срок лизинга. Точка зрения Роман Ворошилов, директор лизинговой компании «Дельта»: «Сегодня законодательство далеко небезупречно. С одной стороны, государство достаточно хорошо стимулирует спрос. С другой, лизинговые компании для налоговых органов объекты ? 1 наряду с экспортерами — по оценкам, по требованиям и даже предвзятости. Они выделены в отдельную категорию и состоят на особом учете. У нас 100% сделок проверяются. Причем эти проверки затратны и трудоемки и для нас, и для самой налоговой: все договоры запрашиваются с лизинговой компании, лизингополучателей и поставщиков. На самом деле, совершенно непонятны мотивы налоговых органов. Транспортные средства ? это реальные объекты, которые нельзя придумать, которые регистрируются в ГИБДД. Но почему-то всегда подвергается сомнению факт: а реальны ли эти сделки? Правда, 2-3 года назад в центральной части России были прецеденты по фактам мошенничества. Специально создавались лизинговые компании, которые с помощью «дутых» сделок возвращали НДС из бюджета. Суммы им возмещались, а компании тут же прекращали свое существование, нанося тем самым ущерб государству. И государство, изначально установив правила игры по возмещению НДС, сегодня старается не дать возможности получать что-то из бюджета лизинговым компаниям». Резюме В Красноярске рынок лизинговых услуг набирает обороты: за 2007 год он вырос вдвое, несмотря на кризис ликвидности, который притормозил положительную динамику. Бурному росту способствовало несколько факторов: размах инвестиционной деятельности на территории края, высокая потребность в обновлении основных фондов предприятий. Кроме того, спрос стимулирует государство, субсидируя лизингополучателей. Эксперты прогнозируют, что рынок в течение ближайших 2-3 лет будет активно расти, хотя и не столь бурными темпами, как в прошлом году. В 2008 году ожидается приход в Красноярск еще 3-5 крупных федеральных игроков. Это приведет к ужесточению конкуренции между лизинговыми компаниями. За счет ценового демпинга и эксклюзивных услуг новички могут выдавить с рынка местных игроков. Мария Озорнина Источник: Журнал «Сфера влияния» (?7 от 15 апреля 2008)

Читайте также

В Красноярске состоялось открытие «Школы фермера»
Мечта пойти в школу и вновь сесть за парту сбылась сегодня у 25 жителей края
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства органической косметики в России
Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка проанализировал потенциал индустрии органической косметики
ВТБ: объем сделок по арктической ипотеке в Красноярском крае превысил 1 миллиарда рублей
С момента старта программы арктической ипотеки в декабре прошлого года объем ипотечных сделок ВТБ в Красноярском крае достиг 1,3 млрд рублей
РСХБ: каждый пятый ипотечный заемщик пользуется дополнительными услугами по ипотеке
Эксперты портала Своё Село и платформы Своё Жильё проанализировали востребованность программы пакетных предложений
Дальневосточный банк вступил в программу Корпорации МСП по «зонтичному поручительству»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении кредита в Дальневосточном банке теперь могут обеспечить 50% его суммы поручительством Корпорации МСП
АТБ принял участие в «Кредит-EXPO. Весна 2024»
Азиатско-Тихоокеанский банк стал участником VII Выставки кредитов для малого и среднего бизнеса «Кредит- EXPO»
Россельхозбанк выступил организатором размещения облигаций «Элемент Лизинг» в объеме 3 миллиарда рублей
23 апреля 2024 года состоялся сбор заявок на облигации ООО «Элемент Лизинг»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия вклада в юанях
С 24 апреля текущего года Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия «АТБ. Вклада» в китайских юанях