Банкиры пытаются спастись от Роспотребнадзора

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банкиры пытаются спастись от Роспотребнадзора

Банковское сообщество настаивает на том, чтобы Госдума не повышала максимальный штраф за нарушение прав потребителей до 1 млн рублей. Компромиссом идею банкиров тоже не назовешь — 50 тыс. рублей. Штраф в 1 млн рублей вводит законопроект, рекомендованный к принятию Госдумой комитетом по конституционному законодательству и гражданскому строительству. Сейчас штраф ограничивается суммой в десятки раз ниже: до 20 тыс. рублей за обман потребителя и до 40 тыс. за ненадлежащее оказание услуги.

По мнению банкиров, в случае принятия законопроекта штрафы Роспотребнадзора окажутся непосильными для небольших банков, микрофинансовых компаний, а также нефинансовых организаций, особенно представителей малого бизнеса. Об этом говорится в заключении Национального совета финансового рынка (НСФР) на законопроект, направленном в правовое управление президента, Банк России, Минэкономразвития России, ТПП РФ и «Деловую Россию» (есть у «Известий»).

Законопроект внесла в Госдуму группа единороссов (включая Владимира Гутенева и Ирину Яровую) еще 19 ноября 2012 года. Он не был рассмотрен на пленарных заседаниях, его постоянно переносили — до тех пор пока 3 июля 2014 года президент Владимир Путин не дал поручение ускорить рассмотрение законопроекта. 11 сентября 2014 года законопроект был одобрен комитетом по конституционному законодательству и гражданскому строительству, а 15 сентября — повторно внесен в Думу. Согласно опубликованному поручению Путина в адрес правительства, нужно «обеспечить принятие» законопроекта №173930-6 до 1 ноября 2014 года.

По законопроекту банки и любые иные организации могут быть оштрафованы на сумму в диапазоне 100—300 тыс. рублей «за сознательно совершаемые действия по обману потребителя — введение в заблуждение относительно свойств услуги, а также включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя». В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 0,5—1 млн рублей, также возможно приостановление деятельности компании-нарушителя на 1 месяц. Если потребителю оказана услуга ненадлежащего качества, компания-нарушитель по законопроекту может быть оштрафована на 100—300 тыс. рублей, в случае повторного нарушения — на 300—500 тыс. рублей. Платежи по таким штрафам идут в бюджет.

По мнению законодателей, действующий размер штрафов (10—20 тыс. рублей в первом случае и 30—40 тыс. рублей во втором) является неоправданно низким — предпринимателю зачастую экономически более выгодно его оплатить, даже неоднократно, нежели затратить время и средства на устранение нарушения.

— В данной ситуации теряется смысл административного наказания, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — Его незначительность не способствует профилактике и предупреждению правонарушений, практически сводит на нет меры госконтроля и не стимулирует предпринимателей к ведению добросовестной деятельности. Количество выявленных нарушений прав потребителей за последние 5 лет практически не изменилось (около 250 тыс.).

НСФР подготовил заключение на законопроект, в котором обратил внимание на то, что действующие формулировки «включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя», а также «некачественное предоставление услуг» являются крайне неопределенными, тогда как «нарушениями прав потребителей» квалифицируются самые разнообразные условия договоров физлиц с банками. Это создает недопустимую правовую неопределенность в деятельности банков, особенно многофилиальных.

— Штрафы до 1 млн рублей являются крайне существенными для предприятий малого бизнеса, а приостановление деятельности на месяц фактически означают, что попавший под такую санкцию банк фактически будет выведен с рынка и уже вряд ли сможет вернуться,— сказал «Известиям» председатель НСФР Андрей Емелин. — Сейчас банки штрафуются на более мелкие суммы за гораздо более существенные нарушения. Причем законопроект никак не связывает размер штрафа с причинением реального ущерба потребителю, а взыскиваемый штраф уплачивается не в пользу потребителя, а в бюджет. Поэтому увеличением таких штрафов повышения защищенности потребителей получить в принципе невозможно. Единственным результатом от принятия подобных предложений станет рост коррупции в контрольных органах.

Кроме верхней планки штрафа в 50 тыс. рублей НСФР предлагает градацию штрафов в зависимости от тяжести нарушения.

— Предпринимателям невыгодно быть честными при ничтожно низких штрафах, — говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. — За прошлый год суды рассмотрели 370 тыс. дел по нарушению прав потребителей, две трети из них — по финансовым услугам. В течение последних 5—7 лет мы ежегодно устанавливаем, что 82-83% граждан сталкивались с некачественными услугами — на каждого россиянина приходится по 3,5 таких инцидента за 12 месяцев. Да, потребители выигрывают 90% споров в судах, однако половина судебных решений не исполняется.

Финансовый омбудсмен Павел Медведев сообщил «Известиям», что в настоящее время изучает внесенный депутатами законопроект и пока сомневается, является ли штраф 1 млн рублей чрезмерным.

— Часто банки могут и не предполагать, что некоторые положения их договоров могут нарушать права потребителей, — указывает начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев. — Это может уже в последствии устанавливаться решениями судов, поэтому для адекватной реализации закона необходимо, чтобы ревизоры ориентировались на судебную практику. Вообще, если и нужно усиливать ответственность банков, то логично это делать в части усиления ответственности за неисполнение предписаний об устранении нарушений.

Руководитель центра правового обеспечения розничного бизнеса Бинбанка Ирина Гудкова считает, что увеличение суммы штрафа оправданно, если соответствующие полномочия перейдут от Роспотребнадзора к Центральному банку.

— Увеличение размера штрафных санкций приведет прежде всего к более внимательному подходу банков и иных кредитных организаций при формировании условий договоров с потребителями, а также на протяжении всего периода осуществления взаимодействия с ними, — говорит юрист компании «Яковлев и партнеры» Дарья Макарова. — Именно увеличенный размер штрафных санкций будет стимулировать банки и иные кредитные организации действовать добросовестно.

Анастасия Алексеевских

Источник: izvestia.ru

Читайте также

СДМ-Банк запустил сервис B2B-переводов через СБП
СДМ-Банк запустил сервис B2B-переводов через Систему быстрых платежей (СБП) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
ВТБ: пенсионеры смогут получить кешбэк за покупки в аптеках
ВТБ полностью обновил программу лояльности и перешел на кешбэк рублями
АТБ продолжает перевод владельцев кредитных карт на обновленную систему лояльности
С 1 июня 2024 года Азиатско-Тихоокеанский банк изменяет систему лояльности владельцев кредитных карт с тарифными планами «Универсальная карта», «Лайт», «180 дней без %»
Передача сведений о клиентах между брокерами заработает с 1 января 2025 года
Соответствующий законопроект был принят ко второму чтению в Госдуме
МВД предупредило о новой схеме обнуления банковских счетов
МВД России предупредило о новой схеме мошенничества: преступники получают доступ к счетам граждан под предлогом организации фотосессий
«Тинькофф» определился с интеграцией Росбанка
Акционеры «ТКС Холдинг», в состав которого входит Тинькофф Банк, приняли все необходимые решения для интеграции Росбанка в состав холдинга
ЦБ хочет ввести период охлаждения по полисам долевого страхования жизни
Все это время инвестиционный риск будет нести страховщик
IRN: доступной ипотеки не будет еще полтора года
Период высоких ставок затягивается, что негативно скажется на рыночной ипотеке
Почта России запустила сервис перевода на банковские карты трех стран
Почта России запустила сервис, благодаря которому можно пополнить карты, выпущенные банками Молдовы, Таджикистана и Киргизии
Власти и профсоюзы обсудят не облагаемый НДФЛ минимум для малоимущих
По оценкам экспертов, это может обойтись бюджетам в ₽35–60 млрд в год