Мошенники стали проверять кредитную историю своих жертв

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Мошенники стали проверять кредитную историю своих жертв

Более половины (51%) выявленных банками с начала года случаев кредитных мошенничеств связано с попытками преступников оформить заем на добросовестных граждан, не подозревающих об этом. Чаще всего для этого мошенники используют украденные и потерянные паспорта или данные тех, кто подал заявку на получение займа в торговой точке — например, в магазине бытовой техники (PoS-кредиты). В последнее время преступники для более высоких шансов на получение «левого» кредита стали проверять кредитную историю жертвы. Об этом говорится в исследовании Объединенного кредитного бюро (ОКБ). В компании утверждают, что проанализировали данные внутренних расследований от клиентов — 30 крупнейших игроков рынка, включая Сбербанк и «Юникредит».

Специалисты по борьбе с кредитными мошенниками отмечают, что в большинстве случаев злоумышленники используют утраченные паспорта россиян. Сначала из регионов все документы проверяют по базе Федеральной миграционной службы (ФМС) — являются ли они действующими. После этого переклеивают в документах фотографию и подают заявку в банк.

Эксперты подчеркивают, что, как правило, мошенники также запрашивают кредитную историю лиц, на чье имя собираются оформить заем. При этом преступники не берут кредиты на граждан с плохой историей, замечают в ОКБ. Более того, мошенники будут запрашивать у банка заем на сумму, сопоставимую с той, которую ранее получал в кредит данный гражданин. Всё это делается с той целью, чтобы не привлечь к себе повышенное внимание банка.

Другая схема кредитного мошенничества, ставшая распространенной в последнее время, применяется при оформлении гражданами PoS-кредитов — займов, выдаваемых в точках продаж. Суть ее в том, что менеджер банка, который непосредственно в торговой точке принимает заявки на кредит, получив от заявителя все необходимые данные (включая копию паспорта), сообщает ему об отказе в займе. На самом деле менеджер в тот момент даже не направлял в банк заявку. Позже, используя полученные данные, мошенники от имени этих лиц запрашивают у банка кредит. Сами же граждане о том, что за ними перед банком числится долг, узнают только тогда, когда служба взыскания организации сообщает им о просрочке платежей. В большинстве случаев к этому времени мошенники уже успевают скрыться. Таким образом, идеальная жертва мошенника — совершающий крупные покупки пользователь систем PoS-кредитования, потерявший паспорт.

Стоит отметить, что в 21% случаев кредитного мошенничества массово используются одни и те же данные: например, один и тот же номер мобильного телефона в заявках разных лиц одновременно. В 18% случаев мошенничества есть признаки аномального поведения заемщика, например когда он обращается за кредитом одновременно в несколько разных банков. В 10% случаев мошенники предоставляют недостоверные данные о работодателе.

Юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков отмечает, что в случае кражи паспорта необходимо максимально оперативно сообщить об этом в полицию и получить талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии. В талоне указана дата обращения, и если после этой даты на украденный паспорт мошенники оформят кредиты, то гражданин освобождается от их погашения. Недействительным украденный паспорт признается только с момента обращения гражданина в ФМС.

— Даже в том случае, если кто-то найдет паспорт и вернет, документ стоит заменить, поскольку с него могли снять копию. После потери паспорта нужно регулярно проверять свою кредитную историю. Это делается бесплатно один раз в год и платно, если делать это чаще. При обнаружении в кредитной истории кредитов, которые гражданин не оформлял, ему нужно сразу же сообщить об этом банку. Следует внимательно изучать все извещения, которые приходят из банков, даже если ранее в них гражданин не обслуживался, — говорит Ивченков.

— В моей практике были случаи, когда граждане обнаруживали, что паспорта у них нет, и через месяц, и через два после утери или кражи, — заметила руководитель юридического департамента Национальной юридической службы Юлия Галуева.

Зампредседателя правления Локо-банка Ирина Григорьева добавляет, что обезопасить себя от мошенничества можно, соблюдая простые правила: не отдавать посредникам личные документы — паспорт, водительское или пенсионное удостоверение, справки о доходах. Если посредники предлагают получить кредит незаконными методами, например, сделать фиктивные справки о доходах, подкупить сотрудника банка или что-то другое, никогда не соглашаться; не кредитоваться в сомнительных торговых точках, не выступать поручителем у незнакомых, рекомендует Григорьева.

Если же гражданин обратился в полицию и ФМС уже после оформления кредита мошенником, а банк отказывается признавать его недействительным, то эксперты советуют идти в суд.

— В суде следует просить назначить проведение почерковедческой экспертизы. Если же предоставить образцы почерка службе безопасности банка для проведения экспертизы в процессе досудебного урегулирования, то банк может подделать кредитный договор на основании этих образцов, чтобы не аннулировать кредит. И потом уже будет трудно что-либо доказать, — предупредил Ивченков.

Татьяна Ширманова

Источник: izvestia.ru

Читайте также

Международный Финансовый Клуб - 15 лет работы в Красноярске
15 мая 2009 года филиал банка в Красноярске распахнул свои двери для красноярцев
Группа ВТБ завершила объединение пенсионных фондов
ВТБ Пенсионный фонд завершил реорганизацию в форме присоединения к нему НПФ «Открытие»
Оплачиваете налоги или подаете декларацию, делайте это без участия мошенников
Управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев рассказал о схеме с письмами из «налоговой»
Объем подлежащих страхованию банковских вкладов с начала года вырос на 5,4%
Общий объем подлежащих страхованию средств на банковских вкладах увеличился за январь — март 2024 года на 5,4%
Дальневосточный банк вошёл в число крупнейших финансовых учреждений по сумме кредитов физлиц
Дальневосточный банк вошёл в ТОП-55 крупнейших финансовых учреждений по сумме кредитов клиентов-физических лиц
Банк «Левобережный» вошёл в топ-20 крупнейших банков по сумме качественных займов ИП
По итогу I квартала 2024 года банк «Левобережный» занял 16 место в рейтинге крупнейших банков по сумме качественных займов ИП
ВТБ автоматизировал 80% обращений клиентов на Бизнес Платформе ВТБ
Более 80% обращений клиентов в цифровой экосистеме ВТБ для бизнеса закрывает чат-бот без участия специалиста
Силуанов назвал, когда Минфин обсудит с Думой изменение налоговой системы
Силуанов: Минфин обсудит с парламентом налоговую реформу на следующей неделе
Верховный суд решил, что граждане могут зарабатывать на ошибочном курсе валют
Это решение может повлиять на всю правоприменительную практику
Россия использовала скопившиеся миллиарды рупий
В апреле российские финорганизации просили Индию разрешить инвестировать «зависшие рупии» в ценные бумаги страны