Красноярские банки подобрели к должникам

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Красноярские банки подобрели к должникам

Жители Красноярского края должны банкам больше всех в Сибири — по данным на 1 августа, общий объем выданных кредитов в регионе состав­ляет 246 млрд рублей. Из них 9,9 млрд рублей — деньги, которые крас­но­ярцы не вернули вовремя. Об особенностях местного кредито­вания и способах работы с просроченными долгами журналистам накануне рассказали представители Банка России и Сбербанка.

Жизнь в долг сегодня стала обычным явлением: по сравнению с 2008 годом, например, сумма займов, выданных физическим лицам в Красноярском крае, выросла вдвое.

На одного красноярца сейчас приходится в среднем 84 тыс. руб. потребительских кредитов. Это выше, чем показатель по России — 62 тыс. руб. на человека, рассказал в ходе пресс-конференции Роман Николь­ский, начальник отдела регулирования и развития кредитных организаций управления надзора и развития банковской деятельности ГУ ЦБ РФ по краю.

Правда, есть должники и посерьезнее: на жителя Тюменской области в среднем приходится 132 тыс. заемных рублей, Магаданской — 98 тыс., Москвы — 91 тыс. По данным статистики Бюро кредитных историй, в России около 0,5 млн человек имеют по 5 и более кредитов — это примерно 1% заемщиков.

По общей сумме банковских кредитов Красноярский край лидирует в Сибири с показателем в 242 млрд руб.

На втором месте Новосибирская область с 203 млрд руб. В то же время, к примеру, в Тюменской области жители набрали в долг 462 млрд, а в Свердловской — 321 млрд руб.

«На это есть свои объективные причины, — говорит Никольский. — В Красноярском крае число жителей и доходов населения ниже, чем в Тюменской или Свердловской областях».

Если говорить об абсолютном объеме просроченных платежей, то по России край занимает 10-е место. А по относительному показателю — уровню просрочки к сумме выданных кредитов — ситуация в регионе неплохая, 4,1%. В среднем по стране цифра выше и составляет 4,4%.

Опасения банкиров при этом вызывает не сам факт существования или уровень просрочки.

«В большей степени тревожит перекос в развитии потребительского кредитования в пользу наиболее рискованных для банков форм — беззалоговых и необеспеченных потребительских кредитов, которые показали 40%-й прирост в этом году», — отметил Никольский.

В связи с этим Центробанк принял ряд мер, призванных ограничить активность финан­совых учреждений в рискованных видах кредитования. Так, повышены требования к размерам резервов по портфелям необеспеченных суд и введены повышенные коэф­фициенты риска для расчета норматива достаточности капитала. Дальнейшие повышения предусмотрены с 1 января.

В свою очередь банки ведут свою работу по уменьшению объема просроченной задол­жен­ности. И здесь, как отмечает Наталья Лихторович, зампредседателя Восточно-Сибирского банка Сбербанка России, при росте уровня и количества кредитов в крае в 5—6 раз за последний год агрессивная политика с выбиванием долгов признана неэффективной.

«Работая с просрочкой, в Сбербанке в первую очередь обращают внимание на ее причины, — рассказывает Лихторович. — Иногда задержка выплат просто техническая, когда человек забывает сделать взнос вовремя. В 80% случаев проблему удается решить, и если клиент рассчитывается по долгу в течение 30 дней, задержка не влияет на его кредитную историю.

Более длительная просрочка связана с закредитованностью населения — когда объем долгов превышает объем дохода.

И если мы пойдем в суд, откроем исполнительное производство, денег у человека не прибавится. Поэтому в Сбербанке используется такой инструмент, как реструк­туризация кредита: мы устанавливаем новые сроки и график погашения долга, уменьшая сумму ежемесячного взноса. Только за 8 месяцев этого года было реструктурировано более 1000 кредитов на сумму около 300 млн рублей».

Еще одной акцией Сбербанка стало введение «кредитных каникул». Заемщик может обратиться в банк еще до того, как перестал платить по кредиту вовремя, с просьбой предоставить ему отсрочку в платежах на 1 год. При этом срок возврата кредита удлиняется на 2 года.

«Для банка существование просрочки — это тоже негатив, так что в «каникулах» заинтересованы обе стороны, — поясняет Лихторович. — Банку не потребуется создавать дополнительных резервов в связи с выходом на просрочку, а клиенту не придется портить себе кредитную историю».

В результате использования подобных продуктов и инструментов в Сбербанке уровень просроченных кредитов ниже, чем в среднем по краю, и составляет около 3,5%.

Однако инструмент реструктуризации долгов можно применять лишь в случае, когда клиент готов к сотрудничеству с банком. Если должник на связь не выходит и платить кредитные взносы отказывается, его долги банк согласно условиям договора может продать коллекторскому агентству. По словам Натальи Лихторович, таким образом в Сбербанке избавляются примерно от 3—4% от общей суммы просроченной задолжен­ности.

В этих долгах есть и доля «мертвой просрочки» — по словам банкиров, суммы, которые никогда не вернутся в банк, могут исчисляться десятками миллионов. Это те случаи, когда кредиты изначально брали мошенники, не предполагая возвращать деньги. Банки обязаны формировать резервы на подобные потери.

В целом, по мнению Лихторович, причиной роста доли просрочен­ных платежей является доступность кредитования.

Рост просрочки наблюдается в основном по экспресс-кредитованию, кредитным картам, потребительским кредитам. В сфере ипотеки или автокредитования просроченные долги встречаются реже.

«Люди обычно принимают решения о покупке квартиры или автомобиля более взвешенно, а потребительские кредиты берут, удовлетворяя сиюминутную потреб­ность во что бы то ни стало приобрести какую-либо вещь. Эта доступность приводит потом к недисциплинированному погашению долга, забывчивости и прочему, — отмечает зампредседателя Восточно-Сибирского банка Сбербанка России. —

Ключевой вопрос — в том, что человек, принимая решение о кредите, должен всегда осознавать, что берет чужие деньги — а отдавать будет свои».

Источник: www.dela.ru

Читайте также

Хакасский муниципальный банк принял участие в мероприятии «Пикник Party»
28 апреля 2024 в парке отдыха «Самохвал» прошло гастрономическое мероприятие «Пикник Party»
Обзор изменений валютного законодательства от экспертов банка «Левобережный»
В апреле 2024 года начало действовать указание Банка России № 6663 от 9 января 2024 года «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И»
Аграрии Красноярского края и Хакасии получили от Россельхозбанка 1 миллиард рублей
За 1 квартал 2024 года Россельхозбанк предоставил аграриям Красноярского края и Республики Хакасия более 1 млрд рублей
РСХБ спрогнозировал основные факторы роста экономики России на 2024 год
Основными факторами влияния на развитие банковского сектора и денежно-кредитной политики в 2024 году станут рост доходов населения и ВВП страны
Банк «Левобережный» предлагает оформить страховку для животного
Банк «Левобережный» предлагает оформить страховку для животного
ВТБ начал возвращать кешбэк рублями
С 1 мая ВТБ полностью перезапустил программу лояльности и перешел на начисления кешбэка рублями
Сотрудники Хакасского муниципального банка приняли участие в субботнике
В субботу, 27 апреля 2024 года, сотрудники Хакасского муниципального банка дружно вышли на уборку
Суд отказал АСВ в отмене сделки по продаже российского «Киви»
Ранее АСВ заявляла, что «в интересах кредиторов» будет оспаривать решение суда
Инвестиционные консультанты рассказали, в чем сегодня лучше хранить сбережения
Показатели по вкладам населения из месяца в месяц бьют рекорды
Ипотека стремительно падает
Выдачи ипотеки в марте упали почти на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года