Страховой рынок ждет консолидация

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Страховой рынок ждет консолидация

В настоящее время на российском страховом рынке работают чуть более 1000 страховых компаний, хотя глагол "работают" подходит далеко не для всех. Многие из этих страховых компаний существуют лишь на бумаге. По данным Федеральной службы страхового надзора, более 500 страховых компаний получили за 2005 г страховые взносы в размере менее 1 млн долл., при этом поступления более 200 из них были меньше 1 млн руб. Понятно, что содержание такой страховой компании не может быть оправданным с экономической точки зрения. Ежегодно число страховых компаний сокращается (в конце 90-х их было более 2000), при этом потребители не испытывают никаких проблем с покупкой полисов: даже в небольших городах сейчас можно встретить как минимум 2-3 офиса разных страховщиков, не говоря уже о мегаполисах. Тенденция к уменьшению числа страховых компаний, несомненно, сохранится и в ближайшие 2-3 года. Прежде всего, ужесточаются требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков. Те, компании, которые не в состоянии будут их выполнить, должны будут покинуть рынок. Понятно, что в первую очередь, это коснется "бумажных" компаний, хотя проблемы наверняка возникнут и у большого числа мелких и даже средних региональных страховщиков. Многим из них потребуется помощь акционеров, многие из них ее не получат, поскольку страховой бизнес не так уж прибылен. Кроме того, некоторые страховые компании создавались для обслуживания нестраховых (в классическом понимании) интересов своих акционеров, например, оптимизации налогов. Сейчас проведение этих операций сопряжено с большими рисками ввиду жесткой позиции Росстрахнадзора и целесообразности в отвлечении средств акционерами для поддержания таких страховщиков "на плаву", в общем-то, нет. Для таких страховых компаний существует всего 2 варианта выживания: либо скооперироваться друг с другом, либо продаться более крупным страховщикам. Вероятно, наибольшее распространение получит именно второй способ. Действительно многие крупные страховые компании готовы расширять свою долю рынка за счет покупки региональных страховщиков, с другой стороны с усилением конкуренции, выходом на рынок зарубежных игроков шансы на успех у компаний, выбравших первый путь, практически равны нулю. Руководитель отдела рейтинга страховых компаний "Эксперт РА" Ирина Рудых отмечает, что крупные страховщики все больше активизируются в регионах. По ее мнению, у мелких компаний все меньше возможностей конкурировать с ними. Прайм-ТАСС обобщил намерения ряда крупных страховых компаний по планам развития. Так, компания "РОСНО", по словам ее нового гендиректора Левана Васадзе, не намерена стоять в стороне от процессов консолидации на страховом рынке и "вышла на тропу охоты". При этом "РОСНО" интересуют как крупные федеральные компании, так и региональные страховщики ? лидеры в каком-либо сегменте. Например, "РОСНО" очень довольна своим последним приобретением ? компанией "Медэкспресс" в Санкт-Петербурге, в результате этой сделки компания станет абсолютным лидером по добровольному медицинскому страхованию в регионе. "РОСНО" готово потратить на покупку страховщиков столько денег, сколько надо. "Были бы сделки, а проблем с финансами не будет", ? говорит Л.Васадзе. Вместе с тем, страховщик планирует увеличивать долю рынка за счет органического роста. "Группа Ренессанс-Страхование" также обратила свой взор на Санкт-Петербург и купила в конце прошлого года группу компаний "Прогресс-Нева". Программа среднесрочного развития "Ренессанс-Страхования" предусматривает возможность приобретения средних по величине региональных страховщиков, а также развитие собственной филиальной сети. При этом акционеры "Ренессанс-Страхования" готовы потратить на эти цели 100 млн долл. Компания МРСС, специализирующаяся на ОСАГО, намерена приобрести 7-8 региональных компаний в течение 2005-2006 гг. и не планирует формировать собственную филиальную сеть. Во сколько обойдутся эти покупки МРСС, генеральный директор компании Семен Акерман не раскрывает. Однако, по его оценке, рыночная региональная компания стоит порядка 5 млн долл. С этой оценкой согласна и И.Рудых. По мнению С.Акермана, наличие полноценной компании в регионе позволяет предлагать более привлекательные услуги. Это связано с тем, что компания всегда имеет укомплектованный штат специалистов, в то время как во многих филиалах работают 7-8 человек, что приводит к тому, что андеррайтинг передается на уровень центра и филиал работает по усредненным тарифам. Как сообщил Прайм-ТАСС заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов, компания исповедует гибкий подход к приобретению страховщиков. "Мы, конечно, будем рассматривать все предложения, однако с учетом того, что у нас есть негативный опыт, покупка компаний не будет являться для нас приоритетом", сказал он. "РЕСО-Гарантия" интересует в первую очередь рентабельный страховой бизнес, а форма его приобретения технически может быть различной, например, через покупку менеджеров. Из крупных компаний, пожалуй, только "Росгосстрах" не рассматривает покупку компаний как вариант расширения и усиления своего присутствия в регионах. Как отметил заместитель руководителя департамента по связям с общественностью компании Андрей Бирюков, в настоящий момент у "Росгосстраха" достаточно сильные позиции во всех регионах. У компании существует стратегия развития бизнеса на ближайшие годы, которая подразумевает, в том числе, усиление влияния по отдельным видам страхования (в частности, по страхованию жизни). Однако, свое влияние "Росгосстрах" намерен укреплять за счет увеличения объема предоставляемых услуг и повышения качества клиентского обслуживания, говорит он. Ни для кого не секрет, что Россия очень манит иностранных страховщиков. Казалось бы, что можно ожидать именно от них активности в покупке страховых компаний. Однако иностранные компании в основном идут по пути создания в России новых компаний. По мнению Л.Васадзе, "иностранцы не готовы идти в мутные воды российских региональных страховых компаний". Российские страховщики более бесстрашны. Так, например, "РОСНО" разработало специальную матрицу показателей, которым должен удовлетворять претендент на покупку. Она была разработана с учетом опыта акционера компании ? немецкого страховщика Allianz, который владеет более 600 страховыми компаниями по всему миру. На самом деле, время для покупок страховщиков сейчас достаточно удачное, в том плане, что в общих чертах понятно кто есть кто на рынке, ведь большая часть компаний работает более 5-7 лет. Результатом такой агрессивной политики станет укрепление позиций крупных игроков на рынке. Выиграют от этого не только сами страховые компании, но и потребители, поскольку конкуренция между крупными игроками будет способствовать повышению качества и уровня предоставляемых страховых услуг. Источник: Прайм-ТАСС

Читайте также

85% сотрудников ВТБ перешли на отечественный аналог Microsoft Office
ВТБ перевел 85% своих сотрудников на использование отечественного аналога Microsoft Office
Опрос ВТБ: более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без искусственного интеллекта
Большинство опрошенных россиян, 67%, уверены в том, что человечество вскоре не сможет обойтись без технологий искусственного интеллекта
Россельхозбанк предложил новым клиентам повышенную ставку по депозиту «Свой вклад»
С середины апреля в условиях флагманского депозита «Свой вклад» Россельхозбанка произошли изменения
ВТБ и Т1 подвели итоги соревнования Data Fusion Contest 2024
Банк ВТБ и холдинг Т1 подвели итоги четвертого ежегодного соревнования по машинному обучению Data Fusion Contest 2024
В банке «Левобережный» можно оформить страховку от укуса клеща
В 2024 году страховая сумма составляет 2 000 000 рублей, что на 800 000 рублей больше, чем в предыдущем году
РСХБ предложил новый вклад в юанях
С 15 апреля 2024 года у клиентов Россельхозбанка появилась возможность открыть депозит по тарифному плану «Свой вклад» в китайских юанях
Началось обучение четвертого потока IT-проекта АТБ PLUG-IN
Азиатско-Тихоокеанский банк совместно с Дальневосточным федеральным университетом запустили четвертый поток
РСХБ провел всероссийский вебинар по сельской ипотеке
16 апреля 2024 года Россельхозбанк и Российский союз сельской молодежи (Молодежь села) провели масштабный всероссийский вебинар
ВТБ и Финтех Хаб Банка России подвели итоги образовательного проекта по ML
Финтех Хаб Банка России и банк ВТБ подвели итоги совместного образовательного проекта для студентов «Машинное обучение PRO»
Доверить инвестиционные решения цифровому помощнику готовы 19% сибиряков
83% россиян считают, что инвестиционные сервисы помогают получить доход