Что должны знать дети о деньгах

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Что должны знать дети о деньгах

В канун Дня защиты детей мы говорим о том, как сформировать правильное отношение малышей к деньгам. С какого возраста надо начинать разговаривать с детьми о деньгах, что должны знать малыши о возможностях родителей купить им новую игрушку. Об основах финансового воспитания детей рассказывает управляющий Отделением Красноярск Банка России Сергей Журавлев.

Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка РоссииСергей Николаевич, существует ли оптимальный возраст, когда дети готовы воспринимать информацию, связанную с деньгами?

Есть такое мнение, что чем позже дети узнают, что такое деньги, тем счастливее у них будет детство. Это не совсем правильная воспитательная позиция. Дети, которых с раннего возраста учат обращению с деньгами, проще справляются с финансовыми вопросами в зрелом возрасте. Чем раньше родители начнут говорить с ребенком на финансовые темы, тем быстрее смогут воспитать в нем разумное отношение к планированию своего бюджета. 

А как разговаривать с ребенком о деньгах, как должен проходить этот воспитательный процесс?

Тут все просто – начинать надо с самих себя. Это касается любой сферы жизни, в обращении с деньгами все то же самое. Дети учатся, глядя на нас. Мы ничему не научим, если будем сами демонстрировать безответственность, например, чередовать транжирство с периодами жёсткой экономии. Разберитесь с собственными привычками. Планируйте свой бюджет, тратьте разумно. Видя это, ребенок легко научится делать также. А каким-то прикладным навыкам, конечно, лучше обучать через игры. Их очень много, можно найти в интернете, на нашем сайте по финансовой культуре есть неплохая подборка игр. 


А как быть с формированием навыка накоплений. Хорошо ли быть этаким Плюшкиным?

Да, формировать навык сбережения денег необходимо. Это пригодится ребенку в будущем. Обычно у малыша много желаний. И тут важно трансформировать то, что он хаотично хочет, в определенную цель. Ребенок должен уметь выбирать между сиюминутными тратами и достижением этой цели. Например, не тратиться на конфеты каждый день, а купить желанную игрушку.

Современному ребенку бывает сложно начать о чем-то мечтать. Бабушки, дедушки, родственники успевают купить все, что малыш захотел, и сразу… 

Это большая ошибка – покупать все желаемое сразу или даже предвосхищать такие желания ребенка. Появилась какая-то модная игрушка, ребенок еще о ней толком и не знает, а родители уже купили ее и готовы вручить малышу. В таких условиях ребенку незачем мечтать и строить планы, ставить перед собой цель накопить. А ведь важно научить ребенка откладывать, копить. Потом вместе пойти и купить то, о чем мечтал малыш. И пусть ребенок сам берет игрушку с полки, несет на кассу и расплачивается своими деньгами. Тогда он запомнит это – и не только сам процесс оплаты покупки, а как он шел к своей мечте. 

Кстати, когда можно доверять ребенку самостоятельно покупать что-то в магазине?

Лучше со школьного возраста. Конечно, это должны быть покупки по списку. Это не так просто. Товаров то в магазине сейчас много. Важно научить ребенка выбирать. Сравнивать цены, но не в ущерб качеству. Сначала ему надо помогать, подсказывать, а потом пускай пробует самостоятельно. 


Много споров бывает у родителей, как часто и сколько надо давать ребенку денег на карманные расходы?

Рекомендация такая: давать лучше деньги на какой-то период, оптимально – на неделю. Ежедневная выдача мотивирует на сиюминутные траты. Какое-то количество рублей на неделю — шаг к долгосрочному планированию. И дальше старайтесь расширять бюджет ребенка. Давайте деньги на покупки в магазине для всей семьи самого необходимого на ту же неделю, на подарки именинникам в этом месяце, на расходы на все каникулы. 

А что посоветуете с поощрениями? Надо ли платить ребенку за выполнение каких-то обязанностей или за «пятерки»? 

За каждую оценку давать деньги не стоит. Лучше поощрить ребенка какой-то суммой в конце года. Тогда он сможет исправить ситуацию по каким-то предметам, и у него сформируется правильная мотивация. Что касается работы по дому, я бы не советовал платить за обязательные дела. Можно давать деньги за дополнительную работу. 

С такими установками не воспитаем ли мы скрягу?

Это очень тонкий вопрос. Важно не возводить деньги в культ. Необходимо говорить ребенку, что сами по себе деньги не имеют никакой цены. Они лишь эквивалент того, что на них можно приобрести. Говоря про деньги, следует приучать детей к благотворительности. Вы вместе можете перечислить какую-то сумму нуждающимся, пусть ребенок почувствует себя сопричастным к доброму делу. Обязательно говорите, что такие поступки должны быть бескорыстными.

Проведите простой эксперимент, чтобы понять, как ваш ребенок расставляет приоритеты. Дайте ему 10 одинаковых монет и поставьте перед ним три баночки: «потратить сейчас», «отложить на покупку» и «на добрые дела». Пускай распределяет монеты. Поровну у него не получится в любом случае. Лишняя монета укажет вам на его выбор. Попросите его объяснить, почему он разделил таким образом. Попытайтесь его понять и сделайте для себя выводы, что вы хотели бы изменить в его модели поведения. 

Мы говорим, что детей надо погружать в обсуждение планирования, в формирование семейного бюджета, а как отвечать на каверзные вопросы детей. «Сколько, папа, ты зарабатываешь?» 

Да, здесь дилемма. Искренность очень важна. Но дети не смогут удержать полученную информацию. Скажи вы прямо, о вашей зарплате узнает вся школа. Говорите аккуратно, например, зарплаты хватает на нашу семью. Расскажите, из чего состоит ваша зарплата, что влияет на ее размер, почему она может меняться каждый месяц.

Ребенок может спрашивать, почему, например, у одноклассника дорогой смартфон, а у него нет. Не критикуйте родителей этого одноклассника, и уж тем более не бегите покупать аналогичный телефон в кредит.

Будьте внимательны к таким вопросам. Постарайтесь понять, что стоит за ними, почему вашего ребенка это волнует. Бывает, что решение каких-то проблем не связано с финансами. Если ребенок сравнивает достаток вашей семьи с другими, объясните, что все люди, их навыки и то, что сейчас востребовано на рынке труда, могут отличаться, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности.

Постарайтесь исключать негативные установки. Не стоит внушать детям, что богатые люди, как правило, добиваются благополучия незаконным путем. Ребенок может подумать, что обман и мошенничество — самый легкий и быстрый путь к финансовому успеху.

С осторожностью комментируйте достижения других людей. Не осуждайте их, но и не слишком превозносите. У ребенка не должно сложиться впечатление, что только люди с какими-то особыми способностями могут достичь высот. Подчеркивайте, что ваш сын или дочь тоже могут стать успешными и состоятельными, если будут хорошо учиться и найдут любимое дело.

Будет здорово, если ваш ребенок сможет выстроить правильное отношение к деньгам, будет успешным, благополучным, сможет ставить финансовые цели и добиваться их и будет понимать, что счастье не в деньгах. Всех с праздником! 

Игры с малышами:


Как выглядят деньги? Предложите ребенку игру: представьте, что вы нашли клад. Как понять, это настоящие деньги или игрушечные? Можно использовать реальные купюры и «деньги» из «Монополии». Проведите расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры, и где спрятаны другие защитные признаки. Можно собрать друзей и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы.
Подсказка: на 200-рублевых купюрах можно обнаружить листья дуба, а также филина, косулю, морские звезды, на 2000-рублевых — планеты, ракеты и даже космонавта.

Откуда берутся деньги? Объясните ребенку, что деньги не растут на деревьях и не «берутся из ящика» (банкомата), как считают многие малыши. Расскажите, какие бывают профессии и почему они оплачиваются по-разному. Ребенок должен понять, что деньги не появляются сами собой по первому требованию. Можно устроить игру, например, в профессии. Дети могут выбрать себе роль: парикмахера, врача, булочника. Выдайте каждому набор игрушечных денег, чтобы они могли обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.

Что можно купить на деньги? Начните с элементарного: в обмен на деньги мы получаем продукты и жизненно необходимые услуги. Например, если не купишь молока, утром не с чем будет есть мюсли, а если не оплатишь электричество, в доме будет темно и холодно. Сыграйте в магазин: проставьте цену на разных товарах. Кто-то будет продавцом, кто-то — покупателем. Главное — донести до ребенка, что вещи не достаются просто так, нужно за них сначала заплатить.

Игры для младших школьников:

Игра в сортировки. Предложите ребенку собраться «на бал», «в поход» или просто на пикник. Определите, сколько денег вы были бы готовы на это потратить. Составьте список вещей, которые вам могли бы потребоваться, укажите их цену. Например, несколько бальных платьев, туфель и аксессуаров разной стоимости. Ребенку надо будет собрать полный комплект необходимого и при этом уложиться в установленный бюджет.
Обсудите с ребенком, что он возьмет с собой? Какие вещи ему необходимы, а какие второстепенны? Поразмышляйте вместе с ним, как отличить желаемое от нужного и не потратить лишнего. Стоит ли спускать все деньги на платье и идти на бал босиком? Или отправляться на неделю в лес только с конфетами и лимонадом?
В ходе игры можно выбрать продукты и для настоящего семейного пикника. Тогда у ребенка появится понимание, что его решение — это не игра.

Квест в магазине. Дети обожают, когда им что-то покупают. Но они должны понимать, что ресурсы ограниченны. Когда идете с ребенком в магазин, предложите ему стать вашим «счетчиком» и сообщить, когда сумма набранных продуктов достигнет 1000 рублей. Сравнивайте, что сколько стоит: 100 рублей — это кусок курицы, 1 кг яблок или полкило конфет.

Источник:  fincult.info

Источник: Отделение Красноярск Банка России
Тэги:

Читайте также

РСХБ: более четверти россиян заказывают в ресторанах блюда, приготовленные из фермерских продуктов
С каждым годом россияне более внимательно относятся к своему питанию
Годовая инфляция в Красноярском крае в марте практически не изменилась
На динамику цен оказали влияние разнонаправленные факторы
ВТБ: экстра-высокие ставки по депозитам сохранятся
Сохранение высокого уровня ключевой ставки обеспечивает экстра-доходность по депозитам
Набиуллина пояснила, почему не стоит ждать снижения ключевой ставки
Центробанк не исключает вероятность сохранения ключевой ставки на уровне 16% до конца года
В Думе предложили запретить организацию обращения криптовалют с сентября
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют с 1 сентября
Минфин обсудит исключение из льготной ипотеки семей с высокими доходами
Власти начали обсуждать вопрос об исключении заемщиков с высокими зарплатами из программы семейной ипотеки
В России начали массово блокировать сим-карты
Операторы связи ежемесячно блокируют порядка 300 тыс. телефонных номеров в рамках борьбы с серыми сим-картами
Газпромбанк повысил ставки по беззалоговому кредиту
Газпромбанк повысил минимальные процентные ставки по потребительскому кредиту на любые цели
ЦБ впервые ужесточил требования к выдаче автокредитов
С 1 июля российские банки будут обязаны применять повышенные коэффициенты риска по автокредитам
ЦБ продлил период жесткой монетарной политики
При каких условиях регулятор может вернуться к повышению ставки