На фоне снижения курса рубля 42% компаний, активно работавших с зарубежными партнерами (зависят от импорта на 50% и более), стали искать на рынке более выгодные импортные поставки дл
Этим летом Альфа-Банк провёл исследование умонастроений бизнесменов из сегмента малый. Для расчета индексов были опрошены клиенты блока Массовый бизнес Альфа-Банка компании и индивидуальные предприниматели с выручкой до 350 миллионов рублей в год. Статистическая выборка составила 1828 компаний в городах присутствия Альфа-Банка. В ходе онлайн-опроса клиентов банка предпринимателей и руководителей компаний была получена оценка влияния произошедших изменений в экономике на малый бизнес, проанализированы основные факторы и собраны прогнозы на будущее. Итоговый Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике, на июнь 2015 года показал отрицательное значение (-25 пунктов). Портал Финансист попросил Татьяну Мачину, директора по массовому бизнесу Красноярского Альфа-Банка раскрыть результаты проделанной работы.
- Татьяна, какие настроения в бизнесе наблюдаются, в итоге?
- Вы знаете, результаты исследования показывают, что предприниматели ожидают приостановки спада в экономике, и рассчитывают на существенное улучшение как внешней конъюнктуры, так и динамики собственного бизнеса в результате адаптации к новым условиям. При этом, несмотря на достаточно негативную оценку текущей ситуации в экономике, около 71% опрошенных видят в кризисе возможности для развития своего бизнеса.
- Что значит отрицательное значение Итогового Индекса (-25)?
- Это значит, что пока негативные настроения преобладают, в основном из-за низкой оценки текущей ситуации в экономике в целом, тогда как состояние собственного бизнеса компании оценивают более позитивно. Оптимистичнее всего в оценках оказались компании из сферы IT итоговый Индекс настроений малого бизнеса в этой сфере составляет (-17) пунктов. Лучше рынка в целом также оценивают дела в сфере маркетинга, рекламы, консалтинга и в производственной сфере с показателями (-20) и (-22) соответственно. Наименьшее значение индекса в сфере грузоперевозок (-31 пункт). Итоговый индекс формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике и в собственном бизнесе, а также ожидания на следующие шесть месяцев по стране и по своей компании: индекс текущей ситуации (-69), индекс бизнес-ожиданий (-25), индекс текущей ситуации по компании (-22), индекс ожиданий по компании (+16).
Основной вклад в отрицательное значение итогового Индекса настроений МБ внесли показатели Индекса текущей ситуации оценка состояния в экономике и отрасли (-69) пунктов. Представители большинства отраслей близки в своих оценках от (-71) до (-76) пунктов. Здесь также наименее негативные оценки зафиксированы со стороны представителей IT-отрасли и сфер маркетинга, рекламы, консалтинга: (-53) и (-61) пункт соответственно.
При этом в ближайшие шесть месяцев предприниматели ожидают остановки спада или улучшений в стране и в своих отраслях. Среднее значение Индекса бизнес ожиданий (-25). Наиболее оптимистичные оценки дали представители строительной и производственной отраслей: (-18) и (-22). Около трети опрошенных ожидают, что далее ситуация ухудшаться уже не будет, а пятая часть участников исследования полагают, что ситуация в стране и в их отраслях в ближайшие шесть месяцев улучшится.
Кстати, треть компаний ожидает роста Текущее состояние своих компаний как на сегодняшний день, так и в перспективе полугода предприниматели оценивают значительно лучше, чем общий деловой фон. Средний Индекс текущей ситуации по компании в отрицательной зоне, но его значение составляет лишь (-22) против (-69) пунктов индекса ситуации в экономике в целом. При этом наиболее оптимистичны строители с единственным положительным значением индекса (+23) пункта, за ними идут представители сферы IT с индексом (-9). Умеренно негативно оценивают текущее состояние своих компаний представители производственной сферы, а также маркетинга, рекламы, консалтинга с одинаковым значением индекса (-15). Острее всего ощутили произошедшие в последнее время изменения представители розничной торговли и грузоперевозок индекс (-33) пункта и (-29) пунктов соответственно.
Снижение выручки и прибыли за последние три месяца отметили 54% и 57% компаний соответственно, при этом у 18% и 14% эти показатели повысились, у 25% не изменились. О сокращении частоты покупок, среднего чека и количества клиентов сообщили 45%, 36% и 43% компаний и ИП соответственно. О наиболее значительном падении выручки сообщили компании, ведущие бизнес в сфере грузоперевозок и розничной торговли (см. презентацию).
В будущее представители всех отраслей смотрят с оптимизмом среднее значение Индекса ожиданий по компании находится в положительной зоне и составляет (+16) пунктов. Увеличения прибыли, выручки, частоты покупок и среднего чека ожидают 30-36% компаний малого бизнеса, а увеличения количества клиентов почти половина (44%). Снижения этих показателей не более 25%. Ожидают улучшений в своем бизнесе в большей степени представители сферы маркетинга, рекламы, консалтинга со значением индекса (+24) пункта, сферы IT со значением (+22) пункта и производства с индексом (+21) пункт. В сфере грузоперевозок наименьшее значение Индекса ожиданий по компании, тем не менее, оно также находится в положительной зоне: (+5) пунктов.
На этом фоне не планируют менять число сотрудников 48% опрошенных, сокращать персонал намерены 16% компаний, увеличивать 25%. Повышения зарплаты при этом могут дождаться лишь 11% работников компаний малого бизнеса, тогда как сокращения 13%. Большинство компаний малого бизнеса и ИП 65% по уровню заработной платы намерены сохранять статус-кво.
В целом около 71% опрошенных видят в кризисном состоянии экономики возможности для развития своего бизнеса. Преимущественно, это компании Москвы и Санкт-Петербурга, представляющие производственную сферу, IT и сферу маркетинга, рекламы, консалтинга, и ведущие бизнес более пяти лет. Увеличение оборотов и выход на новые рынки планируют 46% опрошенных.
- За счет чего, помимо ожидаемой стабилизации экономики, намерены улучшать свои показатели компании малого бизнеса?
- Одно из основных направлений, по которому ведется работа сохранение и повышение лояльности своих клиентов. Свыше 40% опрошенных компаний сообщили о пересмотре модели продаж, из них еще 47% улучшили качество сервиса, а 63% запустили новые решения с целью удержания действующих клиентов. Мне очень приятно сообщить, что Альфа-Банк специально для наших клиентов выпустил брошюру помощник в рамках проекта Сравни себя, где компании оптового, розничного, ресторанного бизнеса могут найти важные идеи по развитию и сопровождению бизнеса. В брошюре собраны рекомендации и прикладные советы от лучших экспертов рынка. В результате это емкое и практичное руководство к действию, которое поможет увеличить эффективнось бизнеса.
- Как компании относится к обучению персонала в период кризиса?
Более 60% компаний клиентов Альфа-Банка вкладывают время и средства в обучение персонала и повышение его квалификации. Наиболее склонны к таким решениям компании в сферах IT, маркетинга, рекламы, консалтинга, со штатом более 15 человек.
- Как отразился на деятельности респондентов курс рубля?
- На фоне снижения курса рубля 42% компаний, активно работавших с зарубежными партнерами (зависят от импорта на 50% и более), стали искать на рынке более выгодные импортные поставки для ведения своего бизнеса, 20% подбирать отечественные аналоги. Вместе с тем, часть опрошенных рассказали о том, что они вынуждены продолжать покупать подорожавшую импортную продукцию, которая не может быть заменена отечественными аналогами. Среди таких и наиболее оптимистичные, по данным нашего опроса, компании сферы IT (закупка софта, оборудования), и представители одной из наиболее пострадавшей за последнее время сферы грузоперевозок (подорожание автозапчастей).
Об отрицательном влиянии на свой бизнес экономических санкций сообщили 48% опрошенных. При этом около 7% ощутили положительные сдвиги благодаря этому фактору за счет импортозамещения, увеличения спроса/количества клиентов, снижения уровня конкуренции, началу сотрудничества с Азиатскими странами и так далее.
Половина компаний малого бизнеса справляются со сложностями своими силами, а влияние ограниченной доступности кредитов на планирование своей деятельности ощутили около 53%. В большей степени это компании производственной отрасли, сферы торговли и грузоперевозок.
Портал Финансист
13 августа 2015