Душой - за, кошельком - против

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Душой - за, кошельком - против

В рамках одного из этапов прошедшего недавно II Конкурс Золотой Финансист участники писали эссе о событии или законодательном нововведении 2014 года, максимально важном для всего финансового рынка. К сожалению, не все лучшие работы можно разместить в связи с информационной политикой работодателей наших участников, однако портал Финансист имеет полное право представить одну из лучших работ:

Мария Росинская, Экспобанк: Душой за, кошельком против:

Характерным отличием современного мира является крайняя степень взаимозависимости мирового сообщества, которая проявляется в том, что любое решение, принятое отдельным участником, неизбежно оказывает влияние на общее состояние мировой системы. При этом абсолютно не имеет значения, какой сферы общественной жизни коснулось данное решение. К сожалению, последствия от принятия тех или иных решений зачастую не всегда могут быть спрогнозированы или предопределены в полной мере.

Мировая экономика уже не живет по правилам игры с нулевым исходом (zero sum game), когда есть один победитель и один проигравший. Экономический эффект от решений, принятых на внутреннем рынке отдельной страны, способен привести к общему замедлению темпов роста мировой экономики в целом. Просматривая свежие январские публикации в Financial Times натолкнулась на интересную аллегорию журналистки: Экономики стран сегодня крайне зависимы…. Взмах крыльев бабочки в России может вызвать экономический ураган в США.

Вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополь ударило серьезными негативными последствиями в первую очередь по финансовому рынку самой России, но отрицать общий рост напряженности в мире, повышение уровня энтропии в обществе, вызванные этим неоднозначным политическим решением, не имеет никакого смысла.

Да, именно присоединение Крыма я считаю наиболее значимым событием 2014 года для всего финансового рынка как внутреннего, так и внешнего.

От этого вдвойне обидно ведь если отвлечься от экономической и внешнеполитической стороны вопроса, чисто по-человечески, это событие вызвало во мне бурю положительных эмоций. Не описать словами то внутреннее волнение и искреннюю радость, когда 17 марта 2014 года были подведены официальные итоги референдума, когда в СМИ транслировались интервью местных жителей, говоривших о том, как долго они ждали возвращения домой. В такую минуту не хотелось давать волю разуму, не хотелось признавать очевидное: современная мировая экономическая система не прощает таких сентиментальных решений.

Последовавшая за этим череда событий (ввод экономических санкций, отток капитала из России, девальвация рубля на фоне рекордного падения цен на нефть) выглядит как продолжение одно другого, снежный ком, который лишь ускорил и без того набирающую обороты стагнацию экономики страны (за период с 2009 г. по 2013 г. средний прирост ВВП в России составил порядка 1% в год, прогноз прироста по итогам 2014 г. не более 0,7%, что ниже среднегодового уровня прироста мирового ВВП).

Реакция мировой общественности на присоединение Крыма к России обусловила создание вокруг отечественной экономики максимально некомфортной внешней среды, которая словно рентгеном проявила все слабые места, в очередной раз ткнув носом на очевидные вещи: кризис в России носит системный характер, поэтому для его преодоления требуется системный подход, пересмотр всей системы координат, оси которой уже давно пора перенести из плоскости сырьевой направленности в плоскость развитой институциональной среды, способной обеспечить привлекательность российского финансового рынка для внешних и внутренних инвестиций независимо от стоимости барреля нефти.

Продолжающееся падение цен на нефть в текущей ситуации не дает возможности надеяться на скорое укрепление рубля. Цена нефти на уровне менее 50 долларов за баррель, по мнению многих экспертов, трудно назвать равновесной для сырьевого рынка и в долгосрочной перспективе можно ожидать ее увеличения. Однако рост котировок до уровня, подлежащего адекватному психологическому восприятию, займет время, тогда как снижение Агентством Fitch Ratings российского суверенного рейтинга как в национальной, так и в иностранной валюте с BBB до BBB происходит в настоящем времени, что никак не добавляет уверенности национальной валюте.

Не добавляет ей уверенности и заявление министра энергетики ОАЭ о том, что планы по увеличению добывающих мощностей до 3,5 млн. баррелей в день к 2017 году остаются в силе, несмотря на международною обстановку. При этом саудовский принц и инвестор Аль-Валид ибн Талаль призвал взвешенно отнестись к текущим котировкам, назвав цену нефти в 100 долларов за баррель искусственной и некорректной.

Неоднократное акцентирование странами ОПЕК своей способности безболезненно пережить падение цен на нефть вызывает искреннее уважение и восхищение…. Восхищение тем, насколько быстро в частности ОАЭ удалось переломить свою сырьевую зависимость, добиться снижения удельного веса нефтяных доходов, не сокращая добычу, а развивая другие доходные направления.

Принятые ЦБ РФ в декабре 2014 года меры для стабилизации ситуации на российском финансовом рынке были хоть и шокирующими, но ожидаемыми. Повышение ключевой ставки до уровня 17% преследовало две очевидные цели: ограничение негативного эффекта от ослабления национальной валюты и создание условий для спекулянтов, в которых их рыночные стратегии оказались бы максимально рискованными.

Однако, как показала практика, с учетом достигнутых темпов девальвации рубля данные меры оказались недостаточными, т.к. даже такое увеличение не способно перекрыть зашкаливающую доходность долларовых активов в рублях. В этой связи интересным выглядит мнение о том, что повышение ставки ЦБ могло иметь более ощутимый эффект, если бы оно происходило из расчета: инфляция плюс премия за валютный риск.

В сухом остатке, наибольшее влияние предпринятые меры оказали, в первую очередь, на банковский сектор, вылившись в замедление темпов кредитования, острые проблемы с ликвидностью у ряда крупнейших игроков, которые оказались вынуждены привлекать срочную ликвидность с доходностью, достигавшей до 30% годовых. Не исключена череда новых отзывов лицензий у слабых банков.

Вторая волна эффекта от повышения ключевой ставки в скором времени накроет тот бизнес, который активно кредитуется, так как остаться выше точки окупаемости в условиях роста ставок по кредитам до 25 % годовых и более могут позволить себе лишь компании с высоким уровнем маржинальности. При этом нужно понимать, что в сложившейся ситуации банки вынуждены увеличивать ставки не только по вновь выдаваемым кредитам, но и по действующим. Таким образом, вторая волна приведет к большому количеству банкротств предприятий малого и среднего бизнеса.

Любимый русский вопрос Что делать?, на мой взгляд, не совсем уместен, т.к. все правильные ответы уже давно озвучены. Настоящий вопрос в том, когда государство наберется мужества для принятия кардинальных, системных решений, имеющих целью не краткосрочное залатывание дыр, а смену ключевых ориентиров, формирование здоровой долгосрочной системы координат. Среди первоочередных мер можно отметить следующие:

1. Снижение доли госсектора в экономике за счет развития малого бизнеса и приватизации крупных госкомпаний, что повысит эффективность методов рыночного стимулирования, которые не работают в экономике, где более 70% ВВП производится предприятиями с участием государства.
2. Стимулирование экономического роста посредством увеличения бюджетных расходов на гражданские проекты.
3. Развитие рынка внутреннего госдолга, что позволит трансформировать модель рефинансирования российской экономики, которая сегодня опирается на доллар, а должна все-таки быть ориентирована на рубль;
4. Стимулирование импортозамещения. В этом смысле хочется привести выдержку из интервью Михаила Хазина (экономист, президент консалтинговой компании НЕОКОН) для Эхо Москвы, в котором, отвечая на вопрос, является ли для российской экономики критичным падение цен на нефть ниже 46 долларов за баррель, он обращает внимание на принципиальное значение развитой системы импортозамещения: Потому что в этом случае нефтяные доходы нужны только на закупку технологий и оборудования, а на это есть деньги. А вот если по 400 миллиардов каждый год выкидывать на импорт ширпотреба, вот тогда да тогда конечно проблема.
5. Разворот законотворчества в сторону бизнеса, а не наоборот. Ведь рост числа запретительных законов, накладывающих определенные ограничения на условия производства и реализации тех или иных товаров, приводит, в конечном итоге, к сокращению их производства и, как следствие, к сокращению доходов в бюджет. Но так как введение законодательных ограничений не отменяет потребность в этих товарах, бизнес вынужден уйти в тень, стимулируя теневой сектор экономики. Одним из примеров может служить реализация на территории России системы законодательных мер, направленных на полный запрет рекламы алкоголя на телевидении. В результате, те же крымские вина продаются в малом объеме, так как рядовой покупатель про них не знает. Принятые в декабре 2014 года Президентом РФ поправки в закон, разрешающие с 1 января 2015 года рекламу российского вина и пива на радио и ТВ в ночное время, можно рассматривать как признак обоснованности надежд на формирование комфортного светлого будущего для российского бизнеса.

Возвращаясь к проблеме ответственности на последствия принятых решений, хотелось бы сказать следующее: очевидно, что о возврате Крыма Украине речи быть не может это уже свершившийся факт, который наглядно нам показал, что бывает, когда политические решения принимаются без обеспечения надежного финансового-экономического тыла за спиной.

Поэтому осторожно смотря вперед в 2015 год, очень хочется надеяться, что многие из россиян в прошедшую новогоднюю ночь бросили в бокал записки с пожеланиями мира, мудрости и стабильности. Ведь не зря говорят - мысли материализуются :-)


Портал Финансист 

12 февраля 2015

Читайте также

ЦБ назвал среднюю максимальную ставку по вкладам в топ-10 банков
Средняя максимальная ставка по вкладам в рублях десяти российских банков остается неизменной третью декаду подряд
Рубль продолжает расти к доллару и евро
Российская валюта в четверг продолжила укрепляться к доллару и евро
В Красноярске состоялось открытие «Школы фермера»
Мечта пойти в школу и вновь сесть за парту сбылась сегодня у 25 жителей края
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства органической косметики в России
Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка проанализировал потенциал индустрии органической косметики
ВТБ: объем сделок по арктической ипотеке в Красноярском крае превысил 1 миллиарда рублей
С момента старта программы арктической ипотеки в декабре прошлого года объем ипотечных сделок ВТБ в Красноярском крае достиг 1,3 млрд рублей
РСХБ: каждый пятый ипотечный заемщик пользуется дополнительными услугами по ипотеке
Эксперты портала Своё Село и платформы Своё Жильё проанализировали востребованность программы пакетных предложений
Дальневосточный банк вступил в программу Корпорации МСП по «зонтичному поручительству»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении кредита в Дальневосточном банке теперь могут обеспечить 50% его суммы поручительством Корпорации МСП
АТБ принял участие в «Кредит-EXPO. Весна 2024»
Азиатско-Тихоокеанский банк стал участником VII Выставки кредитов для малого и среднего бизнеса «Кредит- EXPO»
Россельхозбанк выступил организатором размещения облигаций «Элемент Лизинг» в объеме 3 миллиарда рублей
23 апреля 2024 года состоялся сбор заявок на облигации ООО «Элемент Лизинг»