ВТБ действительно банк для серьезных клиентов, но это не только крупнейшие предприятия федерального значения. Не менее важны для нас региональные компании, это одно из стратегических направлений развития банка

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ВТБ действительно банк для серьезных клиентов, но это не только крупнейшие предприятия федерального значения. Не менее важны для нас региональные компании, это одно из стратегических направлений развития банка

Год назад красноярский филиал банка ВТБ возглавил Тимур Ожегов, приехавший в наш город из Забайкалья. Год промчался незаметно, он был весьма сложным и насыщенным, и следующий вряд ли будет легче. О взгляде управляющего банком ВТБ в Красноярске на экономическую ситуацию, узнал портал Финансист.

- Тимур Александрович, банк ВТБ принято воспринимать как банк для очень крупных и солидных компаний. Но, тем не менее, на проходивших в течение года пресс-конференциях звучали цифры и довольно приличные, касающиеся среднего бизнеса…

- Да, действительно. Давайте, наверное, я начну с того, что сегодня региональный бизнес в России - это не менее интересные с точки зрения бизнеса предприятия и компании. Круг наших профессиональных интересов включает две основные группы. В нашей терминологии средний бизнес - это компании или группы компаний, связанных между собой, которые генерируют денежную выручку в годовом исчислении 300 миллионов и более. Сегмент этот очень представителен с точки зрения и количества и направлений деятельности в целом по России, и в Красноярском крае в частности. Соответственно, крупный бизнес, в нашем понимании, это самостоятельные бизнес-единицы с денежным потоком более 10 миллиардов в год, а также компании, входящие в промышленные группы и в вертикально-интегрированные холдинги.
Отмечу, что средний бизнес в Красноярске представлен не только сферой торговли. В этом сегменте очень много производственников. Например, группа компаний СИАЛ, с которой мы уже не первый год работаем, - одна из тех структур, кто активно развивает именно производственное направление, из наших новых партнеров могу назвать группу компаний ТехПолимер, производящую геосинтетические материалы из полиэтилена, компанию АэроГео, которая развивает и свой аэропорт, и парк малой авиации. Это лишь несколько примеров. С точки зрения сотрудничества, такие компании постоянно нуждаются в банковских продуктах, причём не только в пополнении оборотных средств, но и в финансировании инвестиционных проектов.
Очень приятно было в этом году поработать в Красноярске с двумя социальными проектами. Это реконструкция исторического здания драматического театра имени Пушкина и достройка крытого футбольного манежа Футбол-Арена Енисей. Манеж уже функционирует, завершается реконструкция театра. Поскольку было большое желание достроить их в этом году, а бюджетное финансирование предусмотрено по ним только на 2015 год, банк подставил финансовое плечо, выделил средства на то, что бы эти проекты были завершены и начали работать для жителей Красноярска и Красноярского края.
Резюмирую, ВТБ действительно банк для серьезных клиентов, но это не только крупнейшие предприятия федерального значения. Не менее важны для нас региональные компании, это одно из стратегических направлений развития банка ВТБ. С этими компаниями весьма интересно работать: центр принятия решений здесь, они требуют к себе повышенного внимания и гибкости в принятии решений. Именно эти компании в большей степени заинтересованы сотрудничать с банком по всем возможным направлениям.
Конечно, в первую очередь бизнес приходит в банк за кредитом или за банковской гарантией. Однако сейчас мы видим, что акценты смещаются, не менее важны качество обслуживания, полнота продуктовой линейки. Важно то, что мы можем делать, какие кассовые и расчетные операции мы проводим, как мы работаем с корпоративными пластиковыми картами, какие у нас есть продукты по управлению ликвидностью, возможности дистанционного обслуживания, насколько они защищены.
Что банк может предоставить группе компаний? Наша интересная разработка, позволяющая группе управлять всеми потоками внутри группы расчетный центр клиента (РКЦ). С помощью этого продукта можно оперативно распределять ликвидность и оперативно получать кредитные средства в рамках группы. Это позволяет серьёзно экономить и видеть движения по любой своей дочке, внучке. Получается некое казначейство. Конечно, как и любой сервис, инструмент стоит денег. В данный момент входной билет стоит порядка 80 000 рублей, но с точки зрения тех эффектов, которые он даёт это небольшие деньги.
Нередко бывает так, что одно направление бизнеса формирует денежный поток, и там остаются остатки, другое направление бизнеса постоянно потребляет ресурсы, третье сегодня берёт кредиты, завтра погашает. И именно управление ликвидностью позволяет группе правильно потреблять ресурсы внутри группы. Если одна компания в рамках группы генерирует ликвидность, она получает дополнительную ставку, поскольку в расчёт идёт, условно, не 5 миллионов по каждой компании, а 100 миллионов по группе, например. Если компания не приносит прибыли, она тоже может получить финансирование из расчета оценки всей группы. Этот сервис позволяет контролировать, отслеживать, управлять, распоряжаться, анализировать в зависимости от потребностей компании. Когда мы говорим, что в группу входит 15-20 компаний (а в Красноярске есть компаний с такой структурой бизнеса) банк рассматривает организации, входящие в группу, как единое целое.

- Как Вы смотрите на 2015 год? Кризис будет разворачиваться?

- Кризис всегда в головах. Если говорить о кредитовании банк ВТБ не прекращает кредитование, мы будем продолжать поддерживать бизнес финансовым плечом. Стоимость кредитных средств не может быть прежней, но в 90-е годы банки кредитовали и под 150, и под 200%. И бизнес эти проценты принимал. Поэтому я уверен, что текущая ситуация не проста, но преодолима.
Понятно, что ряд проектов будет отложен в связи с пересмотром норм прибыльности. Но подчёркиваю, сегодня бизнес очень чётко и грамотно реагирует на изменение ситуации, пересматривает в том числе и финансовую политику. Встречались не так давно с одним производственником, у которого довольно-таки серьёзно выросла себестоимость производства. Он девять месяцев сдерживал цены для сохранения рынка. Компания работала в ноль, без получения прибыли. Только с октября компания начала пересматривать отпускные цены и, что показательно, рынок воспринял это позитивно.
Да, к сожалению, текущая ситуация сказывается на конечной цене продукции для нас с вами как потребителей, мы видим, как у нас меняются стоимость и продуктовой корзины, меняется стоимость бензина, как меняется цена товаров повседневного и длительного спроса.
Рынок не то чтобы взял паузу. Рынок просто не понимает, что будет завтра. Поэтому мы будем поддерживать экономику кредитами, привлекать депозиты и платить за них повышенную ставку и оказывать весь комплекс банковских услуг. Не моя аналогия, но банки - кровеносная система в теле экономики, а деньги его кровь. И если левой руке, к примеру, плохо, то и кровеносная система, обслуживающая левую руку, вряд ли будет себя хорошо чувствовать. Однако движение крови работа банковской системы - не может остановиться, пока кровь движется, организм жив.

- Сокращается ли список отраслей пригодных, так сказать, для кредитования? В 2015 году кто будет пущен под нож?

- По моим наблюдениям, если в 2008 году падали отрасли импортные, например, автодилеры, стройка и все структуры, оказывающие услуги в этом секторе, то сейчас нет отраслей, о которых определенно можно так сказать. В каждой происходят тяжёлые явления и в каждой выпадают слабые компании. Безусловно, банки в текущей ситуации усиливают свой риск-менеджмент. На переговорах с заёмщиками, особенно, с теми, кто впервые приходит к нам, мы говорим: если в начале года мы смотрели на вас под лупой, то теперь мы будем рассматривать вас под электронным микроскопом. Это необходимая мера в рамках происходящего.
Тем не менее, портфель кредитный растёт, количество заёмщиков увеличивается. Я считаю, что работает принцип: готовься к худшему, надейся на лучшее. Нужно быть готовым играть по изменившимся правилам. Время непростое. Понятно, что сейчас многие компании постараются снизить кредитную нагрузку, но это временное явление. Мы знаем точно, что когда рынок встанет на место, когда станет ясно, что там дальше с инфляцией, девальвацией, бизнес пересмотрит свои стратегии развития появятся новые проекты.

- Какие ещё, сложности встречаются на пути кредитных сделок?

- Мы констатируем факт, что бизнес приходит с массой идей, просто отличных на мой взгляд. Но есть серьезный недостаток - отсутствует детальная проработка. И когда начинаешь перекладывать проект на язык цифр, рассматриваешь детально, выясняется, что вложения составляют уже не 10 миллионов долларов, условно говоря, а 20, а эффект от него будет не 40 миллионов, а 25… Если смотреть на первоначальные цифры проекта кажется да, можно и 30 и 40% годовых по кредиту переварить, но когда норма рентабельности сужается, то необходимо делать переоценку возможностей.

- Вот кстати, о цифрах мы с вами говорим регулярно, а вот о том какими усилиями эти цифры достигаются… Может поделитесь опытом?

- Опыт сын ошибок трудных. Он бесценен.

- Хорошо. Рецептами не поделитесь, но тогда хотя бы назовите кейсы, когда пришлось обходить вот эти все подводные камни с ограничениями и всё закончилось хэппи-эндом?

- Я повторюсь, но один из таких кейсов - финансирование строительства драматического театра имени А.С. Пушкина и футбольного манежа. По сути, мы предоставили средства автономным бюджетным учреждениям, эта сделка была уникальной для банка. Автономные учреждения получают бюджетные ассигнования казначейства, для них в принципе не предусмотрен кредитный механизм, но, тем не менее, мы нашли решение. Рецепт раскрывать не буду, но было интересно.
Нередко компании приходят в банк с реальными примерами из своей бизнес-практики, и банк подстраивается под это. В прошлом году под потребности одной из компаний в банке был сформирован индивидуальный продукт кредитная линия без обязательств с предоставлением траншев. Ценообразование шло на каждый транш отдельно, в зависимости от срока его использования. В 2013 году это был уникальный продукт, а уже в начале 2014-го он был включен в стандартную линейку и транслирован на всю региональную сеть ВТБ.
Мы столкнулись с ситуацией, когда предприятиям крупного бизнеса, имеющим остатки на расчетных счетах запрещено размещать в банке какие-либо депозиты. И нашли возможность в 2013 году на индивидуальной основе предложить продукт по начислению процентов на неснижаемые остатки. Причем именно ВТБ в Красноярске разработал аналог овернайта, т.е. размещения свободных денежных средств на одну ночь. Этот продукт в текущем году тоже вошел в стандартный пакет услуг. Мы в Красноярске являемся частью большой структуры ВТБ, а банк является частью большой группы, которая работает в 20 странах мира, соответственно пока в Красноярске спят, деньги работают на благо России в других странах, на других рынках.

- Мне очень сложно брать у вас интервью не в комплиментарном стиле, всё время хочется Вас похвалить. Год назад мы с вами разговаривали в первый раз. За этот год сделано немало. Вы, к примеру, стали банкиром года по версии Делового Квартала. Часто слышу лестные отзывы от партнёров. А как Вы сами чувствуете, принял ли Вас Красноярск?

- Действительно, живу здесь уже год. Отметил для себя развитость инфраструктуры, и в сфере торговли, производства, сервиса, услуг. Правда, есть две вещи, с которыми било сложно смириться: это пробки и нехватка солнца. Маловато солнца для человека, выросшего в солнечном Забайкалье. С другой стороны я уже сейчас понимаю, что начал воспринимать это спокойно. Привык :-).

Анастасия Потёкина,
Портал Финансист


13 января 2015

Читайте также

85% сотрудников ВТБ перешли на отечественный аналог Microsoft Office
ВТБ перевел 85% своих сотрудников на использование отечественного аналога Microsoft Office
Опрос ВТБ: более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без искусственного интеллекта
Большинство опрошенных россиян, 67%, уверены в том, что человечество вскоре не сможет обойтись без технологий искусственного интеллекта
Россельхозбанк предложил новым клиентам повышенную ставку по депозиту «Свой вклад»
С середины апреля в условиях флагманского депозита «Свой вклад» Россельхозбанка произошли изменения
ВТБ и Т1 подвели итоги соревнования Data Fusion Contest 2024
Банк ВТБ и холдинг Т1 подвели итоги четвертого ежегодного соревнования по машинному обучению Data Fusion Contest 2024
В банке «Левобережный» можно оформить страховку от укуса клеща
В 2024 году страховая сумма составляет 2 000 000 рублей, что на 800 000 рублей больше, чем в предыдущем году
РСХБ предложил новый вклад в юанях
С 15 апреля 2024 года у клиентов Россельхозбанка появилась возможность открыть депозит по тарифному плану «Свой вклад» в китайских юанях
Началось обучение четвертого потока IT-проекта АТБ PLUG-IN
Азиатско-Тихоокеанский банк совместно с Дальневосточным федеральным университетом запустили четвертый поток
РСХБ провел всероссийский вебинар по сельской ипотеке
16 апреля 2024 года Россельхозбанк и Российский союз сельской молодежи (Молодежь села) провели масштабный всероссийский вебинар
ВТБ и Финтех Хаб Банка России подвели итоги образовательного проекта по ML
Финтех Хаб Банка России и банк ВТБ подвели итоги совместного образовательного проекта для студентов «Машинное обучение PRO»
Доверить инвестиционные решения цифровому помощнику готовы 19% сибиряков
83% россиян считают, что инвестиционные сервисы помогают получить доход