Поставить на местных

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Поставить на местных

Будущее региональных банков зависит от того, насколько эффективно они смогут перенять технологии игроков федерального уровня.

Региональная типологизация

Февраль этого года для российской банковской системы ознаменовался очередной попыткой совершенствования ее работы: в опубликованной Национальным партнерством участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Концепции повышения доступности розничных финансовых услуг и развития микрофинансирования на период 20122016 годов, которая была разработана совместно с Ассоциацией региональных банков России и Национальным платежным советом, прозвучало предложение о выделении нового вида кредитной организации регионального банка (банка с ограниченной лицензией).

Согласно этой идее, банки с региональной лицензией могли бы осуществлять лишь ограниченный круг операций, в частности, прием вкладов и выдачу кредитов. Но лишились бы возможности работать с иностранными банками, валютой, драгметаллами и еще рядом рынков. Взамен они должны были бы получить более мягкие требования к капиталу, по­скольку их риски были бы куда ниже нынешних.

 На самом деле сегодняшние риски региональных банков не многим отличаются от тех, что имели бы банки с региональной лицензией, говорит руководитель отраслевого банковского портала Финансист Анастасия Потёкина, потому что они и так в основном работают со вкладами и кредитами.

Если смотреть еще дальше, то принятие подобного положения могло бы и вовсе оказать региональным банкам медвежью услугу. Во-первых, требования по увеличению капитала сформулированы уже давно, и все банки, оставшиеся сегодня на рынке (от крупных до небольших) вполне справились с задачей приведения своего уставного капитала к необходимому уровню. Так что для них снижение этих требований вряд ли сыграло бы ощутимую роль.

Другое дело микрофинансовые организации, которые и так сегодня плодятся как грибы после дождя им‑то такое положение оказалось бы на руку и сильно упростило бы вход на рынок.

 Вторая сторона вопроса, говорит Потёкина, состоит в том, что выделение отдельного типа банков с более мягкими условиями регулирования может привести к снижению качества предоставляемых услуг и увеличению рисков для клиентов таких организаций. К тому же эти банки заведомо окажутся в ситуации неравной конкуренции, а значит, потеряют возможность эффективного роста.

Причем, что интересно, если сегодня региональные банки волей-неволей конкурируют с крупными игроками рынка (об этом чуть позже) и это тянет их наверх, то при принятии нормы о банках с региональной лицензией им придется бороться за место на рынке кредитования еще и с микрофинансовыми организациями.

 С одной стороны, это может привести к упрощению выдачи кредитов, правда, по более высоким ставкам, говорит Потёкина, а с другой, к еще большему кредитному перегреву экономики.
К тому же, сходятся во мнении эксперты, капитал банка сегодня очень зависит от того, в каком объеме будут сформированы резервы. А значит, от того, насколько законопослушным, уважающим собственную подпись на кредитном договоре окажется клиент. Это касается как физических, так и юридических лиц. И справедливо как для крупных банков (далее будем называть их федеральными), так и для региональных игроков этого рынка.


Встреча на рынке

Вообще, до кризиса 2008 года федеральные и региональные банки редко сталкивались в конкурентной борьбе как за пассивы (федералы предпочитали занимать на межбанковском рынке, а регионалы брать деньги у населения или малого и среднего бизнеса), так и за активы (федералы кредитовали крупный бизнес, а ­местные игроки малый и средний). Однако пять лет назад, когда межбанк практически закрылся (повысились ставки, сократились сроки, ужесточились требования к банкам-заемщикам), крупнейшие игроки рынка обратили внимание на деньги, гуляющие в стране, начав активную борьбу за вкладчика.

Ставки депозитов начали расти. Дошло до того, что Центробанк объявил о своем намерении жестким образом их контролировать.

 Прежде чем это делать, уверена Анастасия Потёкина, нужно более четко прописать правила, где тот предел, когда ЦБ начинает принимать ограничительные меры по вкладам населения. Только тогда этот механизм сможет работать как страховка для клиента банка, а не как тормоз банковского развития.

В первую очередь это как раз касается региональных банков, ведь для них вклады населения по‑прежнему остаются основным ресурсом для формирования пассивов. К тому же у этих игроков большая часть депозитов не являются безотзывными, то есть, по сути, представляют собой вклад до востребования, а для банка, который строит долгосрочную стратегию по активам (а именно так сегодня работает большинство российских банков), это неприемлемо. К примеру, если банк выдал длинный кредит, а вкладчики стали отзывать свои вклады, то что делать банку отнимать кредит у предпринимателя, ломая его бизнес? И это притом, что иных значимых источников долгосрочных ресурсов средств пенсионных фондов, страховых ресурсов, рынка долгосрочных бумаг у региональных банков нет.

Добавить свою ложку дегтя может и поступивший в этом году в Госдуму новый Закон О потребительском кредитовании, с помощью которого власть намерена еще больше защитить интересы заемщика. Правда, в борьбе за это чиновники совершенно упустили из виду того потребителя банковских услуг, который дал ­деньги для кредитования. Ну да, есть система страхования вкладов. Но она распространяется только на суммы до 700 тыс. рублей.

Похожая картина складывается и в секторе формирования активов банков. Дороговизна привлеченных средств привела к росту ставок по кредитам, а общее напряжение в экономике страны к снижению качества заемщиков, а значит, росту рисков банков. Как следствие, федералы всерьез озаботились диверсификацией кредитных портфелей за счет всевозможного кредитования физлиц (потребительские кредиты, POS-кредиты, кредитные карты) и представителей малого и среднего бизнеса. Оба эти сегмента (если не считать банки, которые изначально ориентировались на потребкредитование) до этого были сугубо вотчиной региональных банков.

 Контекст замедления темпов роста экономики, и особенно промышленности, который мы наблюдаем сейчас, говорит старший экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, более негативен для федеральных банков. Им приходится идти в незнакомую для них нишу регионального мелкого и среднего бизнеса. Это не просто, но их стратегия и вход на этот рынок создает новые вызовы для региональных банков.

Одним из таких вызовов сегодня является нахождение региональными банками источников эффективного фондирования (привлеченные ресурсы, используемые банком для обеспечения своей основной деятельности). При отсутствии международных рейтингов (что у регионалов встречается сплошь и рядом) рынок межбанковских займов как источник фондирования для них закрыт. Остаются лишь вклады населения, а также остатки на расчетных счетах и депозиты юридических лиц. Это, кстати, заставляет региональные банки проводить менее рискованную политику, чем крупные игроки, поскольку цена ошибки для них много выше.

Госзаказ

Есть и еще одна сложность, накладывающая достаточно серьезные ограничения на деятельность региональных банков им, впрочем, как и федералам, приходится вести очень серьезную работу по выполнению всех нормативов и требований Центробанка. Причем на том же уровне, что и крупным банкам. Это приводит к тому, что местным кредиторам приходится содержать дополнительный персонал, иметь в своей структуре все те же подразделения, что есть в большом банке. В результате во многих региональных банках около половины сотрудников не приносят доход, что существенно ухудшает финансовое состояние этих игроков рынка.

Но и это еще полбеды. Инициированное внедрение в России Базеля-3 (третьей части документа, разработанного Базельским комитетом по банковскому надзору, который содержит методические рекомендации в области банковского регулирования) может существенно подкосить позиции региональных банков.

 Ускоренное внедрение Базеля-3 с октября 2013 года не очень удачная идея, считает председатель Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Алексей Логинов. Сегодня крайне важно сохранить конкурентоспособность собственного банковского сектора, ведь от этого зависит вся эффективность экономики и ее инвестиционная активность. Ведущие банки страны готовы перейти на этот стандарт работы, а вот что касается региональных, то для многих мелких банков внедрение этих принципов будет слишком тяжелым бременем, поскольку у них весьма ограниченный доступ к рынкам капитала.

Наталье Орловой же из Альфа-Банка ситуация видится чуть иначе:
 Переход на Базель-3 был проблематичен в основном для крупных российских банков, которые использовали гибридные инструменты для расчета капитала и могли бы пострадать при введении более жестких требований, говорит она. Региональные же банки малочувствительны к этим нововведениям, так как их капитал состоит преимущественно из нераспределенной прибыли и средств акционеров.

Своя рубашка…

Прежде чем продолжить, стоит оговориться. В Красноярске сегодня ­работают три региональных банка Енисей, Енисейский объединенный банк и Банк Канский. Узнать о положении дел в двух последних не удалось запросы корреспондента СВ остались без ответа.

Банк Енисей во всей сегодняшней ситуации чувствует себя очень неплохо. И это касается как пассивов, так и активов банка. К примеру, по привлеченным депозитам юрлиц Енисей входит в десятку лидеров среди банков, работающих в крае. Нет проблем и с заемщиками, число которых, как нам рассказали в банке, постоянно растет. Причем в том числе и за счет тех, от кого отвернулись крупные банки.

 За многие годы работы на этом рынке мы для себя разработали систему оценки заемщика и подходы к работе, которые обеспечивают эффективность и безопасность, говорит приглашенный редактор этого номера СВ председатель правления банка Енисей Ирина Антипина. Правда, сегодня ситуация такова, что мы отказываем почти 80 % обратившихся. Но зато имеем возможность гарантировать нашим вкладчикам надежность и сохранность их сбережений.

Между тем стоит отметить, что в основном ставки по кредитам в региональных банках выше, чем у федералов, а по депозитам такие же или ниже. Однако это не останавливает вкладчиков и заемщиков.
Этот парадокс эксперты объясняют тем, что основной ресурс региональных банков, с помощью которого и происходит привлечение клиентов, это как раз их региональность.

 Они на виду, их руководство известно, всегда есть с кого спросить, говорит Анастасия Потёкина. Есть целая прослойка людей, которым это важнее депозитарной выгоды или дешевизны кредитов. К примеру, пенсионеры.

Вообще, эксперты сходятся в оценках: несмотря на то что региональные и федеральные банки сегодня играют, по сути, на одинаковых рынках, об особой конкуренции вести речь пока не стоит.

 Преимущество региональных банков это знание своих клиентов, преимущество федеральных банков это продуктовый ряд и возможность предоставить кросс-региональное обслуживание, говорит Наталья Орлова из Альфа-Банка. В какой‑то степени круг их заемщиков несколько отличается: крупные клиенты могут уходить в более крупные банки, однако регионалы будут по‑прежнему иметь больше шансов в борьбе за малый и средний бизнес.

 Кризис 2008 года действительно несколько обострил конкуренцию на региональном рынке банковских услуг, говорит Алексей Логинов, но она должна быть и ее необходимо стимулировать. Такая конкуренция сильно бодрит. К тому же нам есть чем ответить: мы в последние годы создали новую, клиентоориентированную линейку продуктов, во многом инновационную, перестроили свои бизнес-процессы и внедряем различные, в том числе и небанковские, сервисы.

Это, кстати, приводит к тому, что для сохранения своего места на рынке и удержания доли в сегменте малого и среднего бизнеса, который всегда был коньком региональных банков, им необходимо перенимать и внедрять у себя современные технологии ведения бизнеса.

 Региональные банки должны сочетать свои знания региональной специфики, но использовать ­технологии и продуктовые линейки крупных банков, чтобы сохранять конкуренто­способность, считает Орлова.
Другие эксперты разделяют это мнение, говоря, что многим локальным кредиторам уже сегодня вполне по силам внедрение тех же скоринговых моделей для кредитования микробизнесов. В сочетании с личным подходом это направление может вполне успешно развиваться. Наряду с этим регионалам стоит оптимизировать свои сети с тем, чтобы обеспечить наибольший доступ к своим потенциальным клиентам. Так, например, основная масса отделений Енисея расположена в спальных районах, жители которых являются главными генераторами входящего денежного потока.

 Оперативность и гибкость в решении вопросов это основное конкурентное преимущество региональных банков, резюмирует Ирина Антипина. Именно на выработке и совершенствовании системы работы, основанной на этом, и нужно сосредоточиться региональным банкам, которые хотят сохранить свои позиции на рынке.

Евгений Волошинский

Источник: Сфера влияния от 23 сентября 2013

Читайте также

Доллар по 100 и выше: власти уже не верят в рубль
Минэкономразвития: доллар превысит 100 рублей в марте 2026 года
Объем переводов из России в Армению в первом квартале снизился на 40%
Это может быть связано с тем, что многие армяне выбирают возвращаться на работу домой
«Тинькофф», Хоум Банк, Газпромбанк, «Райффайзен» и Совкомбанк
Банк России 24 апреля вынес постановления о привлечении к административной ответственности
Raiffeisen летом начнет сокращать бизнес в России по требованию ЕЦБ
Австрийский Raiffeisen начнет радикальное сокращение бизнеса в России
Совкомбанк повысил ставки по базовым ипотечным программам
Совкомбанк повысил процентные ставки по базовым ипотечным программам
Рубль существенно укрепился к доллару и евро
Российская валюта в четверг существенно укрепилась к доллару и евро
ВТБ стал победителем премии CDO/CDTO Awards 2024
Вадим Кулик, заместитель президента – председателя правления ВТБ стал первым среди лидеров цифровой трансформации в банковском секторе
Банк «Левобережный» сохранил ставку по вкладу «Спутник 20»
В мае 2024 года ставка по открытому на три года вкладу «Спутник 20» сохранится
Доля РСХБ в кредитовании посевной-2024 составила 73%
За 1 квартал 2024 года Россельхозбанк предоставил аграриям страны 424,6 млрд рублей
ВТБ и Российский экспортный центр запустили В2В-переводы по СБП
ВТБ и АО «Российский экспортный центр» успешно провели первый исходящий В2В-платеж с использованием Системы быстрых платежей