ЦБ против ложного восприятия
ЦБ предлагает создать комплексную систему страхования инвестиций, размещенных на индивидуальных инвестиционных счетах. Ее базой и оператором должно стать независимое от государства юридическое лицо. Причем для этого не подходит Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое фигурирует в профильном законе, принятом в первом чтении.
ЦБ считает существующие механизмы защиты инвестиций граждан на рынке ценных бумаг недостаточными: в России должна быть создана комплексная система гарантирования инвестиций на рынке ценных бумаг, причем на первоначальном этапе — в виде страхования инвестиций на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС). Об этом говорится в опубликованном 30 ноября регулятором докладе «Создание системы гарантирования на рынке ценных бумаг».
Законопроект «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах…» принят Госдумой в первом чтении летом. Но после этого на рынке разгорелась острая дискуссия вокруг технической реализации плана по созданию такой системы. Камнем преткновения стал выбор базы для системы гарантирования (компенсационного фонда) и ее оператора. Законопроект предполагает создание отдельного фонда на базе АСВ, а оператором становится само агентство. Но идея не вызвала энтузиазма ни в Минфине (см. “Ъ” от 16 июня), ни, как теперь выяснилось, в ЦБ.
Поскольку формирование средств компенсационного фонда будет происходить исключительно за счет взносов профучастников, регулятор считает, что управление им должны преимущественно они сами. «Система страхования инвестиций не гарантируется и не обеспечивается государством в случае дефицита фонда страхования инвестиций,— говорится в докладе.— Возложение на АСВ функций страховщика может привести к ложному восприятию застрахованными лицами сути предоставляемых гарантий по аналогии с действующей системой страхования вкладов». Поэтому ЦБ предлагает создать отдельное независимое от государства юрлицо. В руководящий орган оператора системы должны войти два представителя правительства, три — Банка России, два — СРО, четыре — участников рынка, чьи кандидатуры утверждены СРО.
Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков предлагал использовать в качестве базы существующий с 1990-х годов Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, осуществляющий выплаты гражданам, которые пострадали от действий финансовых пирамид. Сейчас в нем 1,3 млрд. руб., выплаты гражданам ведутся из прибыли, получаемой за счет размещения средств в управляющих компаниях. По информации “Ъ”, в новой редакции законопроекта, подготовленной ко второму чтению, предлагается создать компенсационный фонд именно на базе этого учреждения. «У фонда огромный опыт работы с мошенничествами на рынке ценных бумаг, 522 успешных кейса, все необходимые компетенции,— заявил управляющий фондом Марат Сафиулин.— Однако для успешной реализации проекта необходимо проделать большой объем работы: обновить нормативную базу, провести актуарные расчеты по объемам фонда, достаточности капитала, объемам выплат и т. д.».
Также обсуждалась идея создания фонда на основе двух крупнейших профильных СРО — Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальной финансовой ассоциации (НФА). Однако сейчас, по данным “Ъ”, переговоры приостановлены. «В последнее время к нам не поступали запросы по этому вопросу»,— подтвердил президент НФА Василий Заблоцкий. Президент НАУФОР Алексей Тимофеев отметил лишь, что надеется на окончательное принятие закона до конца года.
ЦБ считает существующие механизмы защиты инвестиций граждан на рынке ценных бумаг недостаточными: в России должна быть создана комплексная система гарантирования инвестиций на рынке ценных бумаг, причем на первоначальном этапе — в виде страхования инвестиций на индивидуальных инвестиционных счетах (ИИС). Об этом говорится в опубликованном 30 ноября регулятором докладе «Создание системы гарантирования на рынке ценных бумаг».
Законопроект «О страховании инвестиций физических лиц на индивидуальных инвестиционных счетах…» принят Госдумой в первом чтении летом. Но после этого на рынке разгорелась острая дискуссия вокруг технической реализации плана по созданию такой системы. Камнем преткновения стал выбор базы для системы гарантирования (компенсационного фонда) и ее оператора. Законопроект предполагает создание отдельного фонда на базе АСВ, а оператором становится само агентство. Но идея не вызвала энтузиазма ни в Минфине (см. “Ъ” от 16 июня), ни, как теперь выяснилось, в ЦБ.
Поскольку формирование средств компенсационного фонда будет происходить исключительно за счет взносов профучастников, регулятор считает, что управление им должны преимущественно они сами. «Система страхования инвестиций не гарантируется и не обеспечивается государством в случае дефицита фонда страхования инвестиций,— говорится в докладе.— Возложение на АСВ функций страховщика может привести к ложному восприятию застрахованными лицами сути предоставляемых гарантий по аналогии с действующей системой страхования вкладов». Поэтому ЦБ предлагает создать отдельное независимое от государства юрлицо. В руководящий орган оператора системы должны войти два представителя правительства, три — Банка России, два — СРО, четыре — участников рынка, чьи кандидатуры утверждены СРО.
Глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков предлагал использовать в качестве базы существующий с 1990-х годов Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, осуществляющий выплаты гражданам, которые пострадали от действий финансовых пирамид. Сейчас в нем 1,3 млрд. руб., выплаты гражданам ведутся из прибыли, получаемой за счет размещения средств в управляющих компаниях. По информации “Ъ”, в новой редакции законопроекта, подготовленной ко второму чтению, предлагается создать компенсационный фонд именно на базе этого учреждения. «У фонда огромный опыт работы с мошенничествами на рынке ценных бумаг, 522 успешных кейса, все необходимые компетенции,— заявил управляющий фондом Марат Сафиулин.— Однако для успешной реализации проекта необходимо проделать большой объем работы: обновить нормативную базу, провести актуарные расчеты по объемам фонда, достаточности капитала, объемам выплат и т. д.».
Также обсуждалась идея создания фонда на основе двух крупнейших профильных СРО — Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) и Национальной финансовой ассоциации (НФА). Однако сейчас, по данным “Ъ”, переговоры приостановлены. «В последнее время к нам не поступали запросы по этому вопросу»,— подтвердил президент НФА Василий Заблоцкий. Президент НАУФОР Алексей Тимофеев отметил лишь, что надеется на окончательное принятие закона до конца года.
Читайте также
ВТБ выяснил: почти каждый третий сибиряк проведет майские праздники на природе
Провести майские праздники на даче или в загородном доме планируют 31% жителей СФО
Кредитная карта – памятка для userов
Краткий обзор текущих предложений и условий кредитных карт
ВТБ привлек технологии искусственного интеллекта для повышения кешбэка
Банк ВТБ разработал сервис на базе технологий искусственного интеллекта
РСХБ нарастил кредитный портфель сельхозкооперативов до 18 миллиардов рублей
С начала 2024 года Россельхозбанк увеличил количество и объёмы кредитования обслуживаемых агрокооперативов
Доходность по соцвкладу предложили отвязать от уровня ключевой ставки
Такое предложение было внесено в текст законопроекта ко второму чтению
Западные банки отказываются выдавать россиянам справки о хранении ценных бумаг
Это препятствует выводу бумаг в отечественные депозитарии и проведению замещения еврооблигаций
«Тинькофф» получит розничный бизнес Росбанка до конца 2024 года
Объединение двух банков в холдинг начнется с розничного бизнеса
МФО стали реже отклонять заявки граждан на займы
Банковские заемщики перетекают в МФО из-за ограничений ЦБ
«Историческая ситуация». Ценам на вторичку предсказали резкий взлет
Ситуация, когда разница цен между первичным и вторичным рынками находится на историческом максимуме в 40%, должна рано или поздно выправиться
России пообещали «революцию зарплат»
В России, вероятно, разворачивается «революция зарплат»