Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
Выборка по вкладам

Пенсионным накоплениям нет перевода

Рост конкуренции между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и попытка ряда игроков защитить клиентскую базу вызвали всплеск жалоб граждан. Десятки тысяч из них считают неправомерным отказ в переводе пенсионных накоплений. В Пенсионном фонде России подчеркивают, что каждое такое обращение рассматривается индивидуально, пересмотр же решения о переводе пенсий возможен лишь в судебном порядке.

Жалобы клиентов, которые хотели перевести накопления в НПФ, но не смогли (по их оценке — неправомерно), фонды активно аккумулируют с конца марта. Еще до подведения итогов переходной кампании 2016 года ряд крупных игроков открыл соответствующие разделы на сайтах. Причем жалобы можно подавать и из личного кабинета, доступ в который граждане получали в момент подписания договоров (вместе с заявлением передается в Пенсионный фонд России, администрирующий систему). Как поясняют в самих фондах, такая работа ведется в связи с резким ростом подобных обращений. "На текущий момент зарегистрировано более 40 тыс. жалоб граждан, которые по переходной кампании 2016 года получили отказ в переводе накоплений в НПФ Сбербанка, и они продолжают поступать",— сообщил коммерческий директор НПФ Сбербанка Олег Мошляк. Активно консультирует клиентов, которым отказали в переводе накоплений, и "ВТБ Пенсионный фонд" — к настоящему времени он получил 2,3 тыс. подобных обращений.

По итогам кампании 2016 года граждане подали 12 млн. заявлений о смене пенсионного фонда или управляющей компании. При этом положительное решение было принято лишь по 6,5 млн. заявлений, т. е. 54,2% от общего числа. Самой распространенной причиной брака стали дублирующиеся заявления граждан и заявления без договоров с НПФ (подробно см. "Ъ" от 21 марта). При этом были ли такие заявления поданы их нынешними страховщиками, агентами или самими гражданами, доподлинно неизвестно.

Вместе с тем в ряде случаев, как указывают несостоявшиеся клиенты НПФ, второго заявления они не писали и не подавали. "В результате обзвона граждан, получивших отказ в переходе в "ВТБ Пенсионный фонд", более 70% из них подтверждают, что не подавали повторных заявлений в течение года",— отмечает гендиректор фонда Лариса Горчаковская. По ее словам, фонд оказывает "содействие застрахованным лицам в оспаривании отказа в переводе средств с обращением в регулирующие, надзорные и следственные органы".

Рост жалоб граждан фиксируют и в фондах других крупных пенсионных групп — "Сафмар" и "Будущее". При этом корень всех бед там видят в порядке перехода граждан из НПФ в НПФ — при подаче заявления новому страховщику он не всегда должным образом информирует граждан о потере инвестдохода при досрочном (чаще одного раза в пять лет) переходе. "Принципиально важно для наведения порядка, чтобы информирование клиентов обо всех рисках при переходах было возложено на текущего страховщика, а не на ПФР",— считает президент АНПФ Сергей Беляков. "Ситуация, в которой граждане неосознанно принимают решения о судьбе своих накоплений, должна быть исправлена как можно скорее. В противном случае граждане так и будут оставаться жертвами не всегда здоровой конкуренции на пенсионном рынке",— уверен гендиректор "ЛУКОЙЛ-Гаранта" Денис Рудоманенко. Между тем законопроект об изменении порядка переходов клиентов НПФ обсуждается отраслью около полутора лет, но до чтений в Госдуме дело пока не дошло.

Данные Банка России также свидетельствуют о росте жалоб на невозможность перевода накоплений в НПФ — по состоянию на середину мая 2017 года количество обращений в десятки раз превысило общее количество обращений по таким вопросам за весь 2016 год. Как пояснили в пресс-службе регулятора, в настоящее время ЦБ совместно с ПФР осуществляет выборочную проверку порядка предоставления НПФ в ПФР уведомлений о вновь заключенных договорах, а также порядка поступления заявлений застрахованных лиц о выборе страховщика. Одновременно Банк России выступает "за скорейшее принятие поправок в законодательство, которые находятся на рассмотрении в Госдуме", отметили в пресс-службе ЦБ.

Глава Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов в свою очередь подчеркивает, что на фоне беспрецедентного роста количества жалоб единственная для граждан возможность отстоять свои права и выбор НПФ — обращение в суд и правоохранительные органы. "Расследования должны дать по рукам мошенникам, направляющим дублирующие заявления",— говорит он. В ПФР подчеркивают, что работают с каждой поступившей от граждан жалобой (часть обращений поступает от НПФ, позицию ПФР по жалобам граждан также запрашивает Банк России), детализируя причины отказа в переводе пенсионных накоплений. "Отмена результатов решения по переходной кампании осуществляется только через суд по иску гражданина, поэтому перспектива зависит, помимо наличия у гражданина необходимых документов и правовых оснований, от желания и настойчивости пройти путь судебной защиты своих прав. Каждый год суды принимают десятки решений по искам граждан, которые вносят изменения в принятые решения по переходным кампаниям",— сообщили в пресс-службе фонда. Хотя резкого всплеска числа подобных жалоб и исков в ПФР в сравнении с прошлыми годами пока не фиксируют, ситуация может измениться в ближайшее время.

В случае если причиной для отказа стали неправомерные действия третьих лиц, например, подача дублирующихся заявлений без ведома граждан, логично не только обжаловать в ПФР отказ, но и добиваться перевода пенсионных накоплений, отмечает управляющий партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. Если гражданин ранее выдал доверенность действующему НПФ или агенту на действия от своего имени, в ПФР также необходимо направить заявление об отзыве доверенности. По оценке господина Зеленина, сроки разбирательств по подобным спорам в случае активных действий граждан могут составить менее одного года.

Павел Аксенов

Источник: Газета "Коммерсантъ" №84 от 16.05.2017
Тэги:

Читайте также

Связь-Банк предложил промо-вклад «Надежный»
Связь-Банк (Группа Внешэкономбанка) запустил новый вклад «Надежный» с повышенной ставкой 8,2% годовых в рублях
БКС. Премаркет
Восстановление баланса, «момент Мински», ФРС
Альфа Private получил награду Best private banking Russia Wealth&Money management Awards 2017
Журнал Wealth & Finance объявил победителей конкурса Wealth & Money Management Awards за 2017 год
Банк «Левобережный» увеличил лимиты по кредитным картам участников зарплатных проектов
Участникам зарплатных проектов банка «Левобережный» вновь увеличиваются лимиты по кредитным картам
Сбербанк снизил первоначальный взнос по «Военной ипотеке»
Сбербанк снизил размер первоначального взноса по продукту «Военная ипотека» с 20 до 15%
Промсвязьбанк запустил рефинансирование ипотеки
Промсвязьбанк предложил клиентам программу рефинансирования ипотечных кредитов, выданных в других банках
Газпромбанк разместил дебютный выпуск облигаций ЯНАО для физических лиц
Газпромбанк успешно провел размещение дебютного выпуска государственных облигаций Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) для населения
Альфа-Банк запустил платформу для поиска бизнес-партнеров
Альфа-Банк открыл российскому бизнесу доступ к международной B2B платформе Opportunity Network, позволяющей находить проверенных партнеров по всему миру
ВТБ Страхование жизни собрала более 13,7 миллиарда рублей страховых премий
За 9 месяцев 2017 года компания ВТБ Страхование жизни собрала более 13,7 миллиарда рублей страховых премий
Объем конверсионных операций клиентов банка «Левобережный» через Quik превысил 8 миллиардов рублей
Банк «Левобережный» зафиксировал стремительный рост популярности прямого доступа к торгам иностранной валютой среди своих клиентов