Есть ли жизнь после «Открытия»?

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Есть ли жизнь после «Открытия»?

Российский банковский сектор остается привлекательным для иностранцев, но они все еще оценивают экономические риски для бизнеса как высокие. Банки.ру выяснял, как на планах и бизнесе «дочек» иностранных банков в России скажутся последние потрясения в нашей банковской системе.


Не оправились от кризиса

Постепенное восстановление темпов роста экономики с середины 2016 года, курс ЦБ на снижение ключевой ставки и активизация рынка кредитования привели к некоторому оживлению бизнеса «дочек» крупных иностранных банков, который в кризис 2014—2015 годов активно сокращался.

В кризисные 2014—2015 годы, характеризовавшиеся санкциями, снижением цен на нефть, глубокой девальвацией рубля, падением доходов населения, экстренным повышением ключевой ставки с 10,5% до 17% (в декабре 2014 года) и, как следствие, ухудшением условий для розничного кредитования, интерес иностранного бизнеса к российскому банковскому рынку серьезно ослаб. «Дочки» иностранных банков в России оптимизировали бизнес, сокращали сети, снижали объемы кредитования, продавали непрофильные активы. Рисков опасалась и пятерка лидеров рынка среди иностранных игроков: Ситибанк (входит в американскую Citigroup), Нордеа Банк («дочка» шведской Nordea Group), Росбанк (входит во французскую группу Société Générale), Райффайзенбанк («дочка» австрийской Raiffeisen Group) и «ЮниКредит» («дочка» итальянской группы UniCredit). Последние три из них акцентировали бизнес на рознице.

Указанные пять банков на начало 2014 года были единственными «дочками» иностранных банков из числа топ-30 по размеру активов. С 2014 по 2016 год Росбанк, Райффайзенбанк и «ЮниКредит» сократили объем активов на 26%, 16% и 14% соответственно. На 42% сократил активы Нордеа Банк, выпав в итоге из тридцатки и опустившись на 43-е место. За это время банк сократил на 49% корпоративный портфель и полностью избавился от розничного. Остальные четыре банка тоже сокращали кредитование физических и юридических лиц — как в части портфеля, так и в части новых выдач.

Доля нерезидентов в совокупном уставном капитале российских банков (без учета участия нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов) с начала 2016 года держится около минимального уровня 2006 года.

В 2017 году эти банки отчитывались о более позитивных результатах. Как следует из отчетности по МСФО за первое полугодие, Росбанк, Ситибанк и Райффайзенбанк с начала года увеличили активы. «ЮниКредит» незначительно сократил активы, но увеличил кредитный и депозитный портфели в обоих сегментах — корпоративном и розничном. Физическое присутствие «дочки» итальянского банка остается фактически неизменным (за шесть лет было закрыто два офиса). Ситибанк увеличил объем новых выдач розничных кредитов с начала года на 26,2%, до 17,2 млрд. рублей, и ожидает дальнейшего роста показателя (в связи с улучшением макроэкономической ситуации на рынке, а также смягчением кредитных политик). Росбанк, как и «ЮниКредит», увеличил портфель розничных и корпоративных кредитов.

Тем не менее доля нерезидентов в совокупном уставном капитале российских банков (без учета участия нерезидентов, находящихся под существенным влиянием резидентов) с начала 2016 года держится около минимального уровня 2006 года. По последним данным ЦБ, по состоянию на 1 июля 2017 года она составляла 14,6% против 23% на 1 января 2014 года и 14,9% на 1 января 2007-го. За это же время количество стопроцентных «дочек» иностранных кредитных организаций, включая небанковские, снизилось на 13%, до 67. Из них всего четыре входят в топ-30 по размеру активов, и ни одна не входит в топ-10.

Напряжение вокруг ситуации с иностранными банками усилилось в сентябре, когда «Ведомости» сообщили, что Nordea Group ищет покупателей для Нордеа Банка, а вскоре после этого в «Коммерсанте» появилась статья о возможном уходе с рынка Ситибанка. «Дочка» американской Citigroup за два года на 40% сократила количество розничных клиентов, до «крайне малого» уровня снизила количество новых выдач (объем просел на 20%) и вдвое — число физических отделений. «Нордеа» сообщение о продаже не комментирует, в Ситибанке новости о возможном уходе опровергают.


Кто уйдет и кто останется

Крупные иностранные банки останутся в России: экономика постепенно восстанавливается, каких-либо заградительных условий с точки зрения надзора и регулирования для их работы в России нет, а чистка банковского сектора и ситуация вокруг банков из «московского кольца» дала им наряду с госбанками преимущество перед российскими частными банками. Среди населения есть расхожее мнение, что «дочки» иностранных банков более надежные, сходятся во мнении аналитики рейтинговых агентств и участники рынка, опрошенные Банки.ру.

«С начала второго квартала 2017 года мы наблюдаем изменения в настроении клиентов. Такое поведение можно охарактеризовать тем, что все больше клиентов при выборе банка для сбережений стали ставить на первую позицию надежность банка. Приток новых клиентов-вкладчиков за первые три квартала 2017 года в ЮниКредит Банк увеличился в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Кроме того, мы видим значительный прирост средней суммы вложений клиента, а также рост количества вкладчиков с суммой выше 1,4 миллиона рублей», — рассказали Банки.ру в «ЮниКредите».

Как полагает глава консалтингового агентства «БизнесДром» Павел Самиев, в ближайшие годы с рынка будут постепенно уходить банки так называемого среднего эшелона. Это банки, которые не входят в топ-30, но в то же время не являются исключительно нишевыми. Они присутствуют на рынке как монолайнеры (банки, ориентированные на какой-то конкретный сегмент рынка; например, Toyota Bank либо BMW Bank) либо не учреждены для финансирования целевых проектов материнской страны (ниша таких банков никак не зависит от происходящего на рынке). «Несмотря на положительные показатели за полгода, доля иностранных участников в банковском секторе в среднесрочной перспективе будет либо медленно падать, либо стагнировать. Происходить это будет как раз за счет среднего эшелона. Крупные банки могут при этом постепенно расти», — говорит Самиев.

«Для тех иностранцев, которые не получили в России значительной доли рынка, представляется слишком непростой задачей конкурировать со Сбербанком. По мнению иностранных инвесторов, российский рынок слишком монополизирован, — поясняет председатель правления Совкомбанка Дмитрий Гусев. — Кроме того, некоторые западные аналитики считают токсичной для капитализации банков достаточно большую долю бизнеса в России». Для банков, у которых уже выстроен конкурентоспособный и достаточно крупный бизнес, уходить из России, по мнению Гусева, нет смысла.

Для тех иностранцев, которые не получили в России значительной доли рынка, представляется слишком непростой задачей конкурировать со Сбербанком. По мнению иностранных инвесторов, российский рынок слишком монополизирован.


Выжидательная позиция

Заверяют в отсутствии намерений сворачивать бизнес представители «дочек» Ситибанка и группы UniCredit. «Для Ситибанка Россия — один из ключевых рынков. И в целом для иностранных банков Россия привлекательна, поскольку, в отличие от многих других развивающихся стран, здесь довольно большой пласт клиентов среднего класса, а иностранные банки, как правило, ориентированы на эту категорию и не работают с сабпраймом (клиенты с небольшим доходом и высоким риском допущения просрочки по кредиту). Что касается риска волатильности экономики, то это скорее данность, как и для любого другого развивающегося рынка», — рассказал Банки.ру руководитель дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Михаил Бернер.

ЮниКредит Банк, в свою очередь, утверждает, что по состоянию на сентябрь банк достиг докризисных объемов в выдачах кредитов населению и продолжает наращивать объемы выдач. Растет также количество розничных клиентов (2 млн клиентов на конец сентября против 1,8 млн. в 2016 году и 955 тыс. в 2011-м).

По мнению Павла Самиева, иностранные банки, оставшиеся в России, заняли выжидательную позицию: они видят потенциал рынка и возможные перспективы, но в то же время считают риски ведения бизнеса в России высокими. Если ситуация в экономике не изменится в лучшую сторону, то иностранные «дочки» будут находиться на российском рынке более формально, не развивая бизнес активными темпами.

Екатерина МАРХУЛИЯ, Banki.ru

Источник: Banki.ru

Читайте также

ВТБ выяснил: почти каждый третий сибиряк проведет майские праздники на природе
Провести майские праздники на даче или в загородном доме планируют 31% жителей СФО
Кредитная карта – памятка для userов
Кредитная карта – памятка для userов
Краткий обзор текущих предложений и условий кредитных карт
ВТБ привлек технологии искусственного интеллекта для повышения кешбэка
Банк ВТБ разработал сервис на базе технологий искусственного интеллекта
РСХБ нарастил кредитный портфель сельхозкооперативов до 18 миллиардов рублей
С начала 2024 года Россельхозбанк увеличил количество и объёмы кредитования обслуживаемых агрокооперативов
Доходность по соцвкладу предложили отвязать от уровня ключевой ставки
Такое предложение было внесено в текст законопроекта ко второму чтению
Западные банки отказываются выдавать россиянам справки о хранении ценных бумаг
Это препятствует выводу бумаг в отечественные депозитарии и проведению замещения еврооблигаций
«Тинькофф» получит розничный бизнес Росбанка до конца 2024 года
Объединение двух банков в холдинг начнется с розничного бизнеса
МФО стали реже отклонять заявки граждан на займы
Банковские заемщики перетекают в МФО из-за ограничений ЦБ
«Историческая ситуация». Ценам на вторичку предсказали резкий взлет
Ситуация, когда разница цен между первичным и вторичным рынками находится на историческом максимуме в 40%, должна рано или поздно выправиться
России пообещали «революцию зарплат»
В России, вероятно, разворачивается «революция зарплат»